Рассмотрение громкого коррупционного дела началось в Гродненском областном суде в понедельник, 2 ноября. Бывшего председателя государственного концерна «Беллегпром» Михаила Сучкова обвиняют в том, что он хотел получить взятку в 1 миллион евро.
На скамье подсудимых трое — бывший председатель концерна «Беллегпром» Михаил Сучков, экс-директор ОАО «Слонимская камвольно-прядильная фабрика», входящего в структуру концерна, Валентина Венсковская, а также представитель ООО «Флексомир» Виталий Разовский.
Напомним, информация о том, что задержали руководителя Беллегпрома, появилась в феврале 2014 года. Следственный комитет тогда сообщил, что у должностных лиц концерна изъяли более 1 миллиона долларов, золотые слитки, два автомобиля общей стоимостью более 130 тысяч долларов, три квартиры в Минске и много дорогой бытовой и оргтехники.
Хотел миллион и отдохнул на Канарах
В суде прокурор зачитал позицию обвинения по всем трем фигурантам. Экс-руководителя обвиняют в том, что он как должностное лицо «покушался на получение взятки в особо крупном размере, а также в злоупотреблении властью и служебными полномочиями» (ч. 1 ст. 14, ч. 3 ст. 430, ч. 3 ст. 424 УК Беларуси).
По версии обвинения, почву для получения взятки Михаил Сучков начал готовить еще весной 2012-го. Тогда он работал директором ОАО «Сукно», которое входило в состав концерна «Беллегпром». Обвиняемый пытался «заработать» на модернизации производства. Он попросил представителей частной компании «Флексомир» подобрать новое прядильное оборудование для предприятия. Как посредникам им нужно было найти поставщиков, которые бы оформили сделку с такими условиями, чтобы часть денег попала в руки Михаила Сучкова. Со своей стороны он обещал Виталию Разовскому, что закупка состоится с участием ООО «Флексомир». В качестве вознаграждения за это директор ОАО «Сукно» просил не менее одного миллиона евро. Само оборудование стоило более 17 миллионов евро. Посредник согласился, хотя, как оказалось, нужной суммы для взятки у него не хватало.
Согласно обвинению, Виталий Разовский познакомил руководителя ОАО «Сукно» с поставщиками из компании «Конвекс интернешнл». Михаил Сучков пытался продвинуть предложенную компанию во время конкурса по закупке оборудования. Однако его не поддерживали, так как не было «экономического обоснования необходимости совершения крупной сделки». Также, по мнению следствия, он, будучи уже председателем «Беллегпрома» подговаривал акционеров голосовать, чтобы снять директора ОАО «Сукно» — женщина отказалась совершать данную закупку оборудования. Осенью 2013 года поставщик в качестве благодарности оплатил Михаилу Сучкову путевку на недельное пребывание в немецком пансионате вместе с женой и сыном. Путевка обошлась в более чем 700 евро. А в феврале 2014 года он с семьей неделю отдыхал на Канарах за счет той же компании. Бюджет этой поездки — более 1600 евро. Обе поездки были рассмотрены следствием как часть ожидаемой им взятки.
После приезда в Беларусь председателя Беллегпрома задержали, поэтому он «не довел преступление до конца по независящим от него обстоятельствам», как отметил гособвинитель.
Заработала на заграничных командировках
Бывшего директора ОАО «Слонимская камвольно-прядильная фабрика» Валентину Венсковскую обвиняют в похожей схеме попытки заработать (ч. 1 ст. 13, ч. 3 ст. 430 УК Беларуси «Приготовление к получению взятки»). Женщина договаривалась с компанией «Флексомир» о поставке нового красильного оборудования на свою фабрику. Уверяя партнеров, что именно она решает, у какой компании закупать технику, просила в качестве вознаграждения за заказ 3 процента от стоимости станков. Поскольку оборудование стоило около 1,2 миллионов евро, сумма взятки составила бы примерно 36 тысяч евро. Стороны вели переговоры в том числе в Италии. В феврале 2014 года Валентину Венсковскую задержали.
Ее также обвиняют в том, что она незаконно присвоила себе 660 евро за счет командировок в Италию и Германию. Суд будет рассматривать вопрос о служебной халатности Венсковской, в результате которой весной прошлого года на фабрике произошла авария — обвалилась дымовая труба. В результате остановилось производство, а без тепла осталась почти половина города. Выяснилось, что директор знала о том, что труба разрушается. Однако вместо того, чтобы отремонтировать, распорядилась ее только оштукатурить и покрасить, чтобы скрыть трещины.
Признался, что дал взятку
Третьего фигуранта дела — представителя ООО «Флексомир» Виталия Разовского — обвиняют в даче взятки председателю Беллегпрома (ч. 2 ст. 17, ч. 2 ст. 431 УК Беларуси). Мужчина полностью признал свою вину. Его еще до суда выпустили из-под стражи. В зале суда он, в отличие от двух своих подельников, находится вне «клетки». Валентина Венсковская признала свою вину лишь в том, что незаконно присвоила «командировочные». Она отметила, что вернула похищенные деньги. В остальном считает себя невиновной. Председатель Беллегпрома свою вину полностью не признает.
Прокурор предложил начать рассмотрение дела с допроса свидетелей и изучения письменных материалов дела. Судья согласился с прокурором. Обвиняемый Михаил Сучков возразил:
— Я бы хотел выступить вначале. Я слушаю, и такое ощущение, что один я «работал»…
Адвокат Валентины Венсковской также высказала мнение, что вначале лучше выслушать позицию ее подзащитной, а потом перейти к свидетелям.
Суд проходит в открытом режиме.