Об этом рассказала социолог исследовательского центра ИПМ Дарья Урютина, которая презентовала результаты опроса болеет 400 представителей малого и среднего бизнеса. Основные барьеры, которые называли опрошенные бизнесмены, можно объединить в четыре группы.
- Работникам не хватает знаний
Большинство респондентов указывали на низкую квалификацию собственного персонала — как менеджеров, так и простых работников, а также на их низкую мотивацию. Частая вещь — высокие зарплатные ожидания, которые не соответствуют производительности труда. Указывали и на проблемы, связанные с делегированием полномочий.
Актуальной проблемой является недоверие между собственниками и топ-менеджерами. Первые часто говорят о низком уровне квалификации управленцев, но при этом не всегда хотят их обучать. Они уверены: менеджеры могут сменить место работы после обучения. Вторые же отмечают недостаток полномочий и слишком активное участие собственников в работе предприятия, что также усложняет процесс управления.
- Слишком дорогие деньги
В основном это недоступность «длинных денег». Предприятиям не по карману высокие ставки на заемные средства, аренду и т. д. Усложняют ситуацию и дебиторские задолженности. Речь шла о неплатежах со стороны как других частных, так и государственных предприятий. Если со «своими» можно договориться, то государственные неплательщики — серьезная проблема. Бизнесмены отмечали, что их часто заставляют работать с государственными предприятиями, и это одна из тяжелых задач.
- Стратегия — на три месяца
Респонденты указывали на отсутствие четкой стратегии развития бизнеса, более или менее конкретного плана на обозримый срок. Многие сообщали, что у них стратегическое планирование — на два-три месяца вперед, примерно для половины опрошенных — на срок до года. Чуть более четверти бизнесменов строят стратегические планы на период больше года. Делегирование полномочий применяют только 28 % ответивших, при том что необходимость и эффективность этого отмечает большинство бизнесменов.
- Маркетологам не хватает информации
Здесь главное — это недостаток и низкое качество информации, данных, которые можно анализировать и которые будут давать полное представление о ситуации на рынке.
Как решают проблемы?
Один из наиболее важных и эффективных инструментов, которым пользуется белорусский бизнес для решения всех указанных проблем, — это образование и повышение квалификации сотрудников. Правда, в основном его используют финансово успешные предприятия, которые заинтересованы в активном развитии предприятия. Те фирмы, у которых дела идут не очень, тоже пытаются решать кадровые проблемы, но для этого проводят аттестации, а также увольняют и нанимают взамен новых сотрудников.
Интересный результат получился по вопросу управленческого барьера. Самый популярный способ решения управленческих проблем, в том числе и стратегических, — это не усовершенствование стратегии или выбор более правильной, а полное ее изменение. В фокус-группах несколько раз звучала фраза: «У нас был план, но мы его решили поменять, потому что он не сработал в первые две-три недели после внедрения». И за счет этого получается постоянное распыление, изменение векторов, а компания движется в непонятном направлении.