В явно недалеком, но удивительно прекрасном будущем Марс лениво смахивает бурей полдюжины человечков со своей поверхности. Одного из астронавтов-исследователей зашибает сорвавшейся железкой, и прочие, вздыхая, улетают. Спустя сутки пострадавший проснется, выковыряет из себя испорченный датчик жизнедеятельности, из-за которого его бросили, и примется задорно выживать.
Марсианин / The Martian
Режиссер — Ридли Скотт
В ролях: Мэтт Деймон, Джессика Честейн, Чиветел Эджиофор, Джефф Дэниэлс, Шон Бин, Кейт Мара, Майкл Пенья, Аксель Хенни, Кристен Уиг, Себастьян Стэн
В явно недалеком, но удивительно прекрасном будущем Марс лениво смахивает бурей полдюжины человечков со своей поверхности. Одного из астронавтов зашибает сорвавшейся железкой, и прочие исследователи, вздыхая, улетают. Спустя сутки пострадавший проснется, выковыряет из себя испорченный датчик жизнедеятельности, из-за которого его бросили, и примется задорно выживать.
Откуда появился «Марсианин», современная интерпретация «Робинзона Крузо»? Книга, небрежно уложенная в основу сценария, — один из ярких примеров современного интернет-романа, получившего огласку и добравшегося до экрана (как, например, и «Тепло наших тел»). Но если печатный оригинал посвящал немало страниц техническим тонкостям, фильм смещается к куда более легковесному, почти развлекательному полюсу. Добыть воды? Окей, мы тут чего-то подожжем и начнем ее с дикой скоростью конденсировать. Сперва была проблема с кислородом? Ничего, аккуратно забудем. Вырастить хоть что-то в слабо освещенном помещении? Ну, герой ведь дипломированный ботаник. И главное: изолента спасет вам жизнь всегда и везде, даже на Марсе!
Впрочем, хоть какая-то дотошность пристала поклонникам Азимова или Кларка, а с экранной фантастики обычно взятки гладки. Пусть на фоне старших братьев, недавно начавших воскрешение кинофантастики («Гравитация» и «Интерстеллар»), фильм Скотта кажется простым и бесхитростным, но это, пожалуй, не недостаток его, а особенность; и его легкость — скорее комедийного характера, а не беспомощного. Нет смысла сравнивать ленту с какой-нибудь «Космической одиссеей» — минималистской красоты пустыни Марса скорее напоминают о культовом сериале «Светлячок» про веселых прохиндеев в космосе, где основным жанром гордо значился «космический вестерн». Кадры с одиноким человеком внутри одинокого марсохода, ползущего по бесконечной желто-красной ткани, как и вся борьба Марка за выживание, ощутимо перекликаются с идеологией вестерна и его пустынной эстетикой.
Деймон очень хорош в роли неунывающего «колонизатора» — и даже чуть перебирает с оптимизмом: особенно учитывая, что для роли ему пришлось изрядно похудеть в стиле Кристиана Бэйла. А «могучая кучка» из НАСА просто берет свое множеством знакомых лиц и хоть какими-то пикировками. Но вот коллегам Марка, покинувшим его в самом начале, играть особенно нечего, и в кульминационный момент их пионерские дебаты смотрятся неубедительно: «Еще 500 дней в космосе? Дык!» Ни сильной красавице Честейн, ни потешному Пенье не дают внятно раскрыться — их функция, увы, однозначна. Рука Ридли Скотта, обычно отвечающая хотя бы за крепкие характеры, вообще довольно редко ощущается в «Марсианине», чей сценарий выдубливал из книги один из сценаристов сериала Lost — главного надувательства на свете.
И вот вопрос: заслуживает ли внимания людей, небезразличных к хорошей фантастике, кино, в котором главный герой, покрытый язвами от картофельной диеты, всё так же пританцовывает под «Аббу», как и 300 солов (марсианских суток) назад, и спасать которого стремятся словно «цыгане шумною толпой»?
Скорее да, заслуживает. Уже упомянутый «Светлячок» (Firefly), давший очень интересный ракурс на космические приключения, явно повлиял на эту киноадаптацию, и легкость повествования — неплохая альтернатива, например, гремящему пафосу финала «Интерстеллара». И пусть эта история на трафарет современного мира абсолютно не накладывается: никто не будет суетиться в таком количестве и качестве ради одной ошибки ценой в человеческую жизнь — как, кстати, и в другом известном фильме 15-летней давности про спасение Деймона. Всё же эта практически семейная сказка с симпатичным фасадом отсылает к эпохе Брэдбери или Булычёва, когда борьба с чужим и неприветливым миром не лишена была сколь-нибудь радостной романтики (см., например, рассказ Брэдбери «Зеленое утро», явно процитированный в фильме Скотта).
P. S. Что называется, в тему: на фоне вчерашнего редизайна «Кинопоиска», при котором компания «Яндекс» в одночасье уничтожила один из важнейших тематических викисайтов, добрый и красивый «Марсианин», даже если где-то недалекий, видится отнюдь не пророчеством, увы, но важным осколком параллельной реальности, где все со всеми советуются и все всем рады сделать хорошо. В реальном мире, как видите, совсем не так. (upd: Спустя несколько дней «хорошо» на время победило.)
Фильм можно увидеть в гродненских кинотеатрах. Расписание сеансов — в нашей афише.
Читайте также: полный список обзоров