О нелегальных мигрантах в Евросоюзе начали говорить с 2011 года. Тогда после начала военных действий в Ливии первые беженцы поплыли к берегам Италии по Средиземному морю. Эта страна первой столкнулась с вопросом, что делать с таким большим числом мигрантов, и начала просить помощи у других членов Евросоюза. Однако к ней прислушались только тогда, когда стало известно, что переселенцы массово гибнут в пути, а к уже привычным потокам людей из Африки добавились выходцы из Ближнего Востока. Уже с прошлого года к южным и юго-восточным границам шенгенской зоны хлынули потоки беженцев, спасаясь от гражданской войны в Сирии.
Сейчас многие переселенцы плывут на лодках в Грецию и Италию или идут пешком через Турцию, Болгарию, Сербию, Венгрию и Австрию. Конечная цель — богатые страны западной и северной Европы, где можно рассчитывать на социальные гарантии, есть возможность адаптироваться и зарабатывать. Это Англия, Швеция, Германия, Франция. Кроме этого, в Европу за лучшей жизнью стремятся жители Афганистана, Эритреи и Ирака, называясь сирийцами, чтобы воспользоваться привилегиями статуса беженца.
В результате непрекращающегося потока мигрантов Греция и Турция перестали справляться с огромным количеством людей, а дороги Болгарии, Сербии и Венгрии превратились в палаточные города и свалки бытового мусора. Чтобы хоть как-то контролировать ситуацию, Германия, Австрия, Чехия, Словакия, Венгрия, Хорватия и Болгария ввели на некоторых участках границ паспортный контроль. Кроме того, Венгрия начала строить на границе с Хорватией и Румынией многокилометровую стену. Вслед за ней Болгария заговорила о строительстве стены на границе с Турцией. Тем временем мигранты начали скапливаться на вокзалах, а в автомобильных пунктах пропуска стало доходить до беспорядков.
Сейчас, чтобы урегулировать ситуацию, правительства стран Евросоюза пытаются договориться о квотах, как распределить между собой мигрантов. Однако прийти к соглашению оказалось непросто. Например, если Германия всё принимает новых людей, Дания, Чехия и другие страны Евросоюза отказываются вводить новые квоты на размещение беженцев. Пока политики спорят, переселенцы продолжают прибывать в Европу. Чтобы не оттолкнуть легальных туристов, в Еврокомиссии заявили, что временное введение паспортного контроля на внутренних границах не скажется на перемещении лиц с действующими шенгенскими визами. Единственная сложность в том, что могут появиться очереди.
Справка «ВЭ»
За получением статуса беженца в Гродненской области с начала текущего года обратились 86 украинцев, 1 сириец и 1 житель Палестины. Для сравнения, в прошлом году регистрацию получили 43 украинца, 5 россиян, 4 сирийца, 3 мигранта из Шри-Ланки и 1 из Ливии, сообщила главный специалист управления по гражданству и миграции УВД Гродненского облисполкома Ирина Долинчик.
Три наивных вопроса эксперту:
Отвечает аналитик Белорусского института стратегических исследований (BISS) Андрей Елисеев.
1. Почему в этом году стало так много беженцев в Евросоюзе?
— Основная причина увеличившегося потока беженцев, начиная с прошлого года, — гражданская война в Сирии. Уже 3–4 миллиона сирийцев сбежало из страны. Большинство из них вынуждены выживать в плохо благоустроенных лагерях с дефицитом пищи и санитарных условий в Турции, Ливане и Иордании. Возможности этих стран обеспечивать минимально пристойное проживание беженцев уменьшились, а слаженность контрабандистов по организации каналов доставки в Евросоюз за прошедшие месяцы возросла. Большинство прибывающих нелегальных мигрантов — жители Сирии, Афганистана и Эритреи. На протяжении трех последних десятилетий самую многочисленную группу беженцев составляли жители Афганистана. Теперь по количественному показателю их обошли сирийцы. Каждая новостная сводка о взятии «исламским государством» очередного города в Сирии означает десятки тысяч новых переселенцев.
Пока речь идет о сотнях тысяч беженцев. Однако даже миллион переселенцев не представляет большой социальной и экономической проблемы для Евросоюза — крупнейшей экономики мира. Ведь полтора миллиона мигрантов для Европы — это меньше 0,3 % ее населения в 500 млн человек. Более того, в средне- и долгосрочной перспективе некоторым странам Европы увеличение объемов миграции населения в репродуктивном возрасте экономически выгодно. Так, в одной лишь Германии в результате объективной демографической ситуации за следующие 10 лет число граждан трудоспособного возраста уменьшится на 7 миллионов.
2. Есть ли вероятность, что эти беженцы придут в Беларусь?
— В качестве конечного пункта для беженцев Беларусь интереса не представляет. У нас страна небогатая, с напряженной ситуацией на рынке труда и отсутствием развитых миграционных сетей (уже осевших здесь родственников и знакомых жителей Сирии). За весь период независимости Беларусь предоставила статус беженца примерно 900 лицам, из них около половины — жители Афганистана.
Кроме того, путь сирийцев и эритрейцев в Евросоюз географически не лежит через Беларусь. Кроме того, в Беларуси с 2003 года действует жесткое наказание за способствование нелегальной миграции, потому вряд ли найдется много желающих помогать переправляться иностранцам в Евросоюз. Тем не менее Польша уже «начеку»: в последние недели тут усилен пограничный контроль, в том числе в польско-литовском пограничье.
3. Какие последствия от этой ситуации могут быть для Европы и в частности для белорусов?
— Последствия будут зависеть от правильности политических решений в Евросоюзе. Уже очевидно, что практика закрытых границ не работает. Чем более жесткие миграционная политика и пограничный контроль, тем больше мигрантам доводится полагаться на контрабандистов и предпринимать всё более рискованные попытки попасть в Европу. Решение лежит в максимально скором налаживании ситуации на Ближнем Востоке и других горячих регионах мира, а также в дополнительной помощи развивающимся странам со стороны Евросоюза и более гибких легальных миграционных схемах.
В худшем случае, если страны Евросоюза не смогут договориться о новой совместной миграционной политике и продолжат продвигать самостоятельные меры (Германия принимает большинство беженцев, а Венгрия огораживается от соседей колючей проволокой), могут пересмотреть Шенгенское соглашение и ввести более строгий контроль на внутренних границах стран ЕС, что осложнит и перемещение белорусов. Также в органах Евросоюза может возобладать мнение о том, что стоит повременить с облегчением визовых правил для граждан третьих стран. То есть борьба с нелегальной миграцией путем более жесткого запретительного подхода отрицательно отразится и на легальных мигрантах.