«Информационная система разработана, ее апробирование происходит в пункте пропуска «Привалка» на белорусско-литовской границе. По результатам этого тестирования, отработки в этом пункте пропуска технология к концу года будет распространена еще на ряд пунктов пропуска. В следующем году планируем отменить учетно-контрольные талоны во всех пунктах пропуска», — сообщает БЕЛТА со ссылкой на заместителя председателя ГТК Владимира Орловского.
По его словам, главным проектом 2015 года в таможенном оформлении внутри страны является электронное декларирование. «Мы начали этот проект в 2009–2010 годах, сейчас уже 98 % деклараций оформляется в электронном виде. В этом году мы сделали новый шаг — начали применять автоматический выпуск», — рассказал Владимир Орловский.
Если раньше декларацию оформлял инспектор, то при автоматическом выпуске оформление производит программа без участия сотрудника таможни. Программный продукт настроен таким образом, что принимает декларацию, проверяет ее, оценивает, есть ли риски нарушения законодательства, и, если их нет, осуществляет выпуск. Эта процедура применяется уже два месяца. Кроме того, в этом году было улучшено взаимодействие с субъектами хозяйствования, которые имеют статус уполномоченного экономического оператора. «У них есть упрощения, предусмотренные законодательством Таможенного союза. Соответственно, и с нашей стороны контроль минимален. Товары к ним могут идти прямо с границы, не заезжая в таможню. Экспортные товары декларируются прямо с территории этих предприятий. То есть мы товары этих предприятий внутри страны почти не контролируем, за исключением редких случаев, если есть такие риски», — пояснил Орловский.
Относительно ситуации на границе зампредседателя ГТК основным проектом назвал предоставление таможенному органу заранее электронной информации о товаре до его прихода на границу, что ускорило процесс оформления — 40–60 минут при одном наименовании товара. «Этот механизм мы применяем уже несколько лет, этот год примечателен тем, что распространили предварительное информирование и на грузы, перемещаемые железнодорожным транспортом. Планируется реализация этого представления в отношении товаров, ввозимых авиатранспортом», — рассказал Владимир Орловский.