Кружки и секции отложить на полгода
Поход в школу беспокоит шестилетнего малыша. Не стоит еще больше запугивать его или, наоборот, говорить о школе, как о парке развлечений. Объясните, что учеба — это увлекательное, но ответственное дело. К примеру, составьте вместе разноцветное расписание, где день от подъема до отбоя отмечен разными цветами, но в спокойных тонах: например, уроки — розовым, время на домашнее задание — голубым, прогулки и просмотры телевизора — зеленым. Не отправляйте ребенка одновременно в первый класс и какую-либо секцию или кружок — отложите новые увлечения как минимум на полгода.
Прячем яркие конструкторы и покупаем стол-трансформер
Оборудуйте тихое и спокойное место для уроков. Никаких «почитаем на диване или на кухне» не должно быть. Идеальное расположение стола — боком у окна, чтобы лучи света падали слева и не создавали тени (или справа, если ребенок левша). Стол напротив окна не способствует рабочему настроению: ребенок будет отвлекаться на улицу, а солнечные лучи дают дополнительную нагрузку на глаза. Важна высота стола. Лучше покупать трансформер, который будет «расти» вместе с ребенком. Стул также должен быть регулируемым и неглубоким. Игрушки, конструкторы, раскраски, планшеты лучше убрать в шкаф: они будут призывать к игре, а не к учебе.
Лучше не делать уроки после работы
Говорить ребенку «сделаем домашнее вместе, когда вернусь с работы» — неправильно. Во-первых, готовить уроки нужно через 1,5–2 часа после возращения из школы, а не оставлять на вечер. Во-вторых, ребенок автоматически настраивает себя, что самостоятельно ему не справиться. В дальнейшем он даже не сядет за книги и тетради, если мама и папа на работе. Идеальный вариант — готовить «домашку» на продленке, с бабушкой или няней. Вечером родители могут проверить, правильно ли все сделано, подбодрить и похвалить. В некоторых школах после уроков предлагают взять дополнительные занятия или репетитора — такую возможность тоже не стоит игнорировать.
Если ребенку все-таки не с кем делать уроки, то родителям лучше проконтролировать выполнение сразу после работы, не откладывая на позднее время. К ошибкам нужно относиться лояльно: возможно, сделано не идеально, но что важно: здоровье ребенка или безупречно написанная строчка? И не забывайте о перерывах, когда надо подвигаться — попрыгать, побегать, дать зарядку для пальчиков. Сделали урок — 10 минут отдохнули.
Злитесь — сосчитайте до десяти
Часто родители не могут скрыть свои эмоции. К примеру, на невнимательность или пассивность ребенка реагируют криком, шлепаньем тетрадкой или хлопаньем дверью. Всего этого можно избежать. Поначалу досчитайте до десяти и сделайте глубокий вдох и выдох. Затем холодным голосом предупредить: «Я сейчас злюсь, ты меня не слушаешься». А после выйти из комнаты и дать время ребенку исправиться.
Важно помнить: оценка в дневнике не должна стать главной целью для ребенка. Отчитывая малыша за плохие баллы, родители не только занижают его самооценку, но и программируют на последующие неудачи. Познакомьтесь с классным руководителем, предложите сыну или дочке пригласить нескольких одноклассников домой и устроить общий праздник. И не забывайте пожелать ему удачи и сказать ласковые слова перед уроками — больше всего ваш первоклассник нуждается в поддержке.