Кристина Колесник, СШ № 27
— В школе надо делать то, что говорит учительница. То, что она скажет, то буду запоминать. Там надо читать, считать и рисовать. Буду брать на уроки краски, а мелки не люблю.
Катя Сиунова, гимназия № 1
— В школе занимаются математикой, литературой, там веселятся, учатся, а в первом классе еще спят. Мне моя сестра рассказывала. Она мне давала листочки, которые ей не нужны, и я решала задачки. Я еще не знаю, куда хочу: в садик или в школу. Мне нравится бегать, и математика тоже нравится.
Мама: Катя читает с пяти лет, сама потянула меня в библиотеку, чтобы записаться. А задачки запоминает, когда вместе со старшей дочкой делаем математику.
Маша Горчичко, СШ № 14
— Я хочу побыстрее в школу, там буду учить английский язык. Там будет много игрушек и детей.
Миша Игнатенко, СШ № 36
— В школе надо прийти и учиться, но на переменках можно бегать. У меня школа большая, с разными препятствиями (о площадке на улице. — Прим. «ВГ»). Я учусь в польской школе. Хочу выучить польский язык, чтобы разговаривать с поляками и ездить на отдых. Я умею считать на польском до десяти, а на русском до ста и больше. В садике мне не нравилось, там мало занятий.
Саша Сало, гимназия №4
— Мама говорила, что на переменках в школе отдых и можно бегать, там есть каникулы. Еще бы я хотел брать с собой раскраски. Я хочу учиться, хочется подготовиться.
Даник Каминский, СШ № 37
— В школе надо танцевать и спать, а я не люблю танцевать и спать. Я больше люблю играть разные роли. В садике я играл короля, у меня были стражники. Я бы хотел, чтобы вместо меня в школу ходила мама.
Мама: Сын услышал, что в школе будут продленка и ритмика, и огорчился: сказал, что не хочет спать и танцевать. Он почему-то уверен, что все первоклассники, когда приходят в школу, уже умеют читать и считать, поэтому говорит, что ему еще рано идти в первый класс.
Вероника Ярмоль, идет в городскую гимназию:
— В школу все приходят с букетами. Там находят новых друзей, играют, читают, занимаются математикой. Я больше всего люблю считать, цифры люблю.
Советы родителей из личного опыта
Лауринас Сторастас, 5 дочек:
Учебу нужно контролировать. Я сажусь и смотрю, как делает уроки дочка. Иногда мы делаем их вместе. Все родители знают, что полезно детям, но без моральной поддержки ничего не получится. Взаимопонимание приходит через доверительные отношения. Моя позиция — восточная: до пяти лет детей нужно баловать, после пяти — держать в ежовых рукавицах, после пятнадцати — быть другом. А давать ли сдачи обидчикам? Конечно. Только есть сила и покрепче, чем физическая.
Анжела Масевич, сын:
Нельзя терзать ребенка, ругать его, вызывать угрызения совести. Нам же нужно мужчину вырастить, который будет решения принимать. Если плохи дела в школе, родители не должны идти на сговор с учителем и не пытаться активно изменить детей. Важно сохранить свой авторитет и доверие. И даже если весь мир против, оставайтесь на стороне ребенка. Пускай не напрямую, не открыто, но по большому счету ребенок должен быть уверен, что в семье его поддержат.
Оля Гаврилик, 2 сына:
Я считаю, к школе надо относиться легко, давать детям свободу. Но в случае, если ребенку нужна помощь, подставить плечо. Верный помощник — это классный руководитель. Когда возникают вопросы, проблемы, всегда идти на контакт, просить поддержки, помощи у классного, особенно в начальной школе. Взаимодействие, партнерские отношения между учителем, ребенком и родителем очень важны. Если ребенок не вписывается в общие понятия о поведении, наша задача — мягко адаптировать его к новым правилам, чтобы не погасить индивидуальность. И, конечно, он должен чувствовать мощную эмоциональную поддержку семьи.
Надежда и Сергей Комаровы, две дочки и сын:
В первую очередь нужно любить ребенка таким, какой он есть, и не строить грандиозных планов. Это и просто, и тяжело. Мы возлагаем свои ожидания на детей, а когда они не у всех срастаются, испытываем чувство дискомфорта, разочарования. И выливаем на них это свое «бэа». Если ребенок испытывает в школе неудобства или чем-то недоволен, мы можем принять его чувства, поддержать. Очень важно посочувствовать, а когда он высказался — апеллировать к его разуму. С младшей дочкой мы все время общаемся, не настраиваем ее «за» или «против». Если она приходит недовольная, возмущенная, Надежда чисто интуитивно выясняет, что и почему, и ребенок начинает успокаиваться. И тогда удается построить диалог.