Юный жодинец Тимур Сушко стал настоящей сенсацией вступительной кампании этого лета. Еще бы: в 12 лет закончить школу и поступить в Белорусский государственный медицинский университет! Самое удивительное, что на этом достижения Тимура не ограничиваются. Отличных результатов он добился и в плавании — в спортивном арсенале парня более 125 медалей и 30 кубков, полученных на республиканских и международных соревнованиях. В чем секрет таких впечатляющих успехов? Какие новые вершины он собирается покорить? Об этом Тимур Сушко рассказал в эксклюзивном интервью БЕЛТА.
— Твои выдающиеся способности начали проявляться очень рано. В год уже хорошо разговаривал, в два — научился читать, в пять — пошел в школу. Быть особенным — это счастье или испытание? Как воспринимаешь постоянное повышенное внимание к себе?
— Никогда не видел в этом ничего особенного — я просто так живу, мне нравится такой ритм жизни. Думаю, большинство детей на это способны, только нужно немного больше времени уделять учебе и спорту, уметь сосредотачиваться на главном, и тогда времени и на развлечения будет достаточно. Особого внимания к себе не чувствую — на соревнованиях никаких привилегий нет, при сдаче экзаменов также все как у всех. Звездной болезнью не страдаю и никогда не отрываюсь от земли — это могут подтвердить все люди, которые знают меня лично.
— Поскольку ты постоянно «перерастал» школьную программу, рассчитанную на учеников твоего возраста, учиться доводилось с одноклассниками, которые были старше тебя. Не сложно было находить с ними общий язык?
— Со второго по пятый класс я учился с одноклассниками, которые были старше меня на 2—3 года. Вначале пришлось побороться с лидерами класса — но это было недели две во втором классе. Потом, когда мой авторитет был установлен, уже никто не замечал, что я младше. Тем более что ростом и телосложением я не отличался от одноклассников.
После пятого класса я перешагнул в седьмой, с седьмого в девятый, с девятого в одиннадцатый. С седьмого класса был на индивидуальном обучении, т.е. занимался дома, сдавал экзамены раз в четверть и с одноклассниками встречался крайне редко. А в команде у нас спортсмены от 7 лет до 16-ти, со всеми нахожу общий язык, ведь мы делаем одно дело — защищаем честь команды и страны на соревнованиях, а это очень сплачивает.
— Расскажи, как ты пришел в спорт? Планируешь ли продолжать тренировки, став студентом?
— Как и большинство других спортсменов, в секцию плавания меня привели родители. Вид спорта был выбран не случайно: уже с года я каждый день плавал в ванне по несколько часов. Системные занятия спортом привили мне такие нужные каждому человеку качества, как собранность, ответственность, работоспособность, целеустремленность. Постоянные участия в соревнованиях научили бороться до победного конца, выкладываться для достижения поставленной цели на сто процентов.
Я считаю, что именно профессиональные занятия плаванием во многом поспособствовали моим успехам в учебе. Так что, став студентом БГМУ, я буду заниматься плаванием с удвоенной энергией. Ведь Олимпиада в Токио-2020 уже не за горами, и я надеюсь, что к тому времени смогу бороться с лучшими брассистами мира за победу. Уверен, мои занятия спортом в период учебы в БГМУ дадут дополнительную энергию для освоения нелегкой программы медицинского университета.
— Как перспективный спортсмен, ты проходил ДНК-тестирование. Расскажи, что сказали генетики?
— Да, я проходил генетическую экспертизу индивидуальных особенностей человека в Институте генетики и цитологии Национальной академии наук Беларуси. Если дословно, то в заключении было сказано следующее: «В генотипе спортсмена присутствуют важные редкие варианты генов, необходимые для достижения высоких спортивных результатов».
В их числе — генотип А/А по гену МВ, очень редкий генотип, который обеспечивает запасание молекулярного кислорода и передачу его окислительным системам клеток; генотип R/R гена ACTN3, свидетельствующий о скоростно-силовых способностях человека; генотип 4b/4b по гену eNOS, ассоциированный с проявлением выносливости и так далее. Конечно, приятно осознавать, что я унаследовал хороший генетический код. Но на одни гены никогда не полагался.
Высокие результаты в плавании могут быть достигнуты только профессиональным, системным подходом к тренировкам и соревнованиям. Именно секундомер всегда определит твой уровень подготовки, какие бы генетические тесты ты ни проходил.
— Выбирая будущую профессию, чем ты руководствовался? Почему медицина?
— Мне с самого раннего детства хотелось быть полезным миру и людям. Я уверен, что став доктором, смогу воплотить в жизнь свою мечту. Мне очень нравится биология, особенно анатомия человека, и химия. Часами могу изучать строение человеческого тела, читать о достижениях медицинской науки, новых методах лечения болезней.
Осознание того, что люди умирают, подтолкнуло меня к выбору дальнейшей профессии. Я решил стать врачом и изобрести эликсир вечной молодости, чтобы люди на Земле жили долго и не болели. Верю в то, что смогу открыть лекарства от неизлечимых болезней и новые методы их лечения, которые спасут многие жизни. Буду стараться делать все возможное, чтобы всем, обратившимся ко мне за помощью, было хорошо и спокойно за себя и своих близких.
Мечтаю через всю свою жизнь пронести слова клятвы Гиппократа: «В какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больного!».
— Насколько сложной оказалась для тебя вступительная кампания?
— Подготовиться к ЦТ мне помогли прежде всего знания, полученные в школе. Кроме того, дополнительно по химии и биологии я занимался с преподавателями очень высокого уровня. Так что к тестированию подошел с хорошим багажом знаний. Экзамены ЦТ я бы не назвал сложными, наоборот, они мне показались проще, чем задание на предварительном тестировании.
Однако это ощущение простоты с некоторыми моими знакомыми сыграло злую шутку. Поэтому советую будущим абитуриентам ни в коем случае не расслабляться во время прохождения ЦТ.
— Как считаешь, без кого твои такие поразительные успехи в учебе и спорте были бы невозможны?
— В первую очередь, без моих любимых родителей, которые с раннего детства помогают мне в преодолении всех трудностей. Без их советов и поддержки мои успехи были бы намного скромнее. Они не только мои родители, но и настоящие друзья.
Я очень благодарен директору СШ № 8 г. Жодино Виктору Ивановичу Хорошко и всем педагогам школы, которые дали мне путевку в жизнь. Отдельное спасибо — Людмиле Степановне Шабашовой, директору Центра ускоренного обучения г. Минска, которая не только передавала мне глубокие знания, но и заряжала своей неиссякаемой энергией. И, конечно, замечательным педагогам, которые поверили в меня и помогли должным образом подготовиться к ЦТ.
Совершенно особую роль в моем становлении сыграли мои тренеры по плаванию — Ольга Александровна Прус и Игорь Станиславович Неженец. Это настоящие профессионалы своего дела, которые научили меня ставить четкие задачи и побеждать.