— На улице жара, а в кабине — как в крематории: жарко, душно, кондиционеров нет. Переднюю дверь открыть нельзя, иначе премии лишат. А без этого как? Вдруг плохо станет? Мы же людей возим, отвечаем за их безопасность, — сетуют гродненские водители общественного транспорта. На прошлой неделе, не выдерживая жары, водители коллективно обратились в областной профсоюз и пожаловались на в прямом смысле горячие рабочие условия.
— Наши работники проехали по нескольким маршрутам. Оказалось, температура в кабине водителя доходит до 40 градусов, хотя по нормам должна быть не больше плюс 28. Кондиционеры есть далеко не во всех троллейбусах. Но они либо не работают, либо не заправлены. Такая ситуация возникает каждый год. По результатам мониторинга мы направили рекомендательные письма в троллейбусное управление о необходимости срочно принять меры, — говорит советник председателя Гродненского областного объединения профсоюзов Анатолий Сорока.
Несмотря на знойную погоду, руководство троллейбусного управления не собирается водителям сокращать рабочий день, так как график утвержден горисполкомом и менять его нельзя. Открывать переднюю дверь в кабину, чтобы хоть немного снизить градус, запрещено и ПДД, и правилами эксплуатации троллейбусов, и инструкцией водителя.
На кондиционеры нет денег
Единственный вариант улучшить условия, считают водители, поставить кондиционеры. Сейчас из 150 троллейбусов ими оборудована только четверть машин. Устанавливать кондиционеры во всех, отвечают в троллейбусном управлении, нецелесообразно и не планируют.
— Такая жара длится 10–15 дней в году. А кондиционеры поставить дорого и технически невозможно. К тому же делать это должен завод-изготовитель. Все троллейбусы сертифицированы, везде есть вентиляция. Чтобы было легче переносить жару, перед рейсом водителям даем охлажденную питьевую воду, — рассказал заместитель директора УГП «Гродненское троллейбусное управление» Андрей Эйсмонт.
По его словам, работа сложная, но, несмотря на аномальную жару, все водители выходят на линии. В такую погоду перед рейсом медики проводят более тщательный и серьезный осмотр работников. При малейших недомоганиях врач в рейс не пустит..
— По техническому регламенту Таможенного союза, установка кондиционера является необязательной. Ставить ли его за отдельную плату, решает заказчик. Это как с легковой машиной: комплектуете ее как хотите, — говорит заместитель главного конструктора по троллейбусам и трамваям ОАО «Управляющая компания холдинга “Белкоммунмаш”» Алексей Ковецкий.
По словам специалиста, есть еще один нюанс: если троллейбус старый и в скором времени его собираются списывать, оснащать кондиционером не имеет смысла.
В тему
Тем временем в автопарке ситуация с кондиционерами еще хуже. В городских автобусах их попросту нет, так как они не предусмотрены конструкцией.
— Любое переоборудование должно быть согласовано с заводом-производителем. Чтобы поставить кондиционер, автобус придется гнать в Минск. А как снимешь его с рейса? Да и это большие затраты, — говорит начальник отдела перевозок и маркетинга ОАО «Автобусный парк города Гродно» Дмитрий Пацуй.
В ОАО «МАЗ» пояснили, что, как правило, автопарки на кондиционерах тоже экономят, так как стоит это дорого.
В отличие от водителей троллейбусов, автобусникам, несмотря на нарушение ПДД, открывать переднюю дверь можно. А еще в связи с жарой им поменяли график. К примеру, тот, кто работает по 10 часов, теперь трудится один день 10 часов, потом два дня сокращенно — по 4–5 часов. В автопарке есть колонки с холодной питьевой водой, которую каждый водитель может набрать с собой рейс.