Режиссер — Алан Тейлор
В ролях: Арнольд Шварценеггер, Эмилия Кларк, Джай Кортни, Джейсон Кларк, Дж. К. Симмонс, Ли Бён-Хон, Мэтт Смит
Очередной Джон Коннор посылает очередного Кайла Риза защитить очередную Сару в очередных восьмидесятых. Большинству и так понятно, а остальных, выходит, лет 20–30 назад жизнь в чём-то обошла. Впрочем, эти очередные — они еще и действительно новые, так что этим остальным можно смело заходить в качестве пустых сосудов.
Первые пятнадцать минут — это действительно одновременно заимствование и дань памяти двум первым «Терминаторам». Новая часть пытается с переменным успехом встроиться не сверху, не сбоку, а как бы параллельно вселенной. К этой вселенной, нелишне вспомнить, уверенно и без оговорок относят разве что ту самую пару «Терминаторов» Джеймса Кэмерона, пока к нулевым не начались пляски с многократным перевыкупом прав и метаниями между актерами, векторами и идеями.
От деревянной третьей и невыразительной четвертой частей «Генезис» отличается всё-таки выгодно. Дело не только в заинтересованности Шварценеггера, символа серии, который тем не менее в 2003 году, словно предвидя губернаторские будни, не более чем отбыл формальный срок в «Восстании машин». И не только в советах Кэмерона, который согласился хорошенько проконсультировать создателей свежей ленты, чтобы не выбрасывать в никуда очередные двести миллионов и втрое больше душ поклонников. Несомненное очарование пятого «Терминатора» — в его адекватном уровне самокритики и самоиронии. Местами это почти комедия положений, и сейчас это скорее к лучшему.
Съемочная группа не пытается притвориться, что на дворе девяносто первый и что они хотят переплюнуть едва ли не самый важный фантастический триллер в истории. Вместо этого они заимствуют (частично) форму и наполняют ее содержанием не просто от противного, «шоб було», но действительно по-новому: чего стоит обалдевшее лицо Риза, когда очень быстро выясняется, что Сару не просто не нужно защищать — но успеть бы угнаться за этой фурией. Линда Хэмилтон в «Судном дне» тоже прикладывала мощно, но с учетом того, как мир изменился за эти десятилетия, превращение гражданки Коннор в относительно самодостаточную валькирию — ход очевидный и разумный.
Выигрывает лента и от актрисы в главной роли. Миллионы тех, для кого «Валар моргулис» означает что-то осмысленное, уже сделали фильму почти полную кассу меньше чем за неделю, но дело даже не в этом. Нащупав свой билет из мегаломанского, но всё же сериала в громкое кино, девушка Кларк на экране пышет, затмевая всех, и сильный женский персонаж, способный при этом на внятное взаимодействие, действительно достоин встать на одну ступеньку с Сарой-Хэмилтон.
Но дедушка Шварценеггер на этом фоне всё же не теряется. Сознательно отойдя на второй план, он, примерно как дворецкий Альфред в историях о Бэтмене, то и дело возникает на пороге точно тогда, когда нужен. Старенького Терминатора научили неуклюже шутить и нудно рассуждать о машинах времени, но берет он свое сединами, морщинами и тем, что в двенадцатый, что ли, раз произносит на экране это чертово, треклятое, налипшее на ушах “I’ll be back”, перед тем как ухнуть вниз из вертолета. За что и любим.
Если второй «Терминатор», может, и не влиятельнейший по сравнению с первым, но безусловно лучший, был пиком азимовских и не только рассуждений о природе машины и ее взаимоотношениях (да-да) с человеком, где Шварцнеггер достиг актерского пика, а финал заставлял рыдать взрослых мужчин, то пятый — просто энергичное и завидное по темпоритму упражнение на тему. Не берущее новых высот, однако — ключевой момент — и не планирующее их брать. Кому-то вся отрада в том, как Эмилия неспешно переодевается, кто-то чеканит: «…и Арнольд такой молодой!..», кто-то просто хочет взглянуть на вторую внятную роль хорошего австралийца Кортни после череды абы чего (первая была в «Джеке Ричере») или освежить в памяти каноничную ухмылку стального убийцы с рубиновыми глазами.
Главное — помнить, что фарш взад не провернешь.
Фильм можно увидеть в гродненских кинотеатрах. Расписание сеансов — в нашей афише.
Читайте также: полный список обзоров