Аквастопом по Атлантике
— В Барбадос мы приплыли всего с одним целым парусом, — вспоминает парень свои злоключения на яхте, где он встретил 2015 год. — Три других потеряли в пути.
Так Артём, русский капитан по имени Толик, топ-менеджер из Латвии Мартин и «феминистка до мозга костей» Ира пересекали Атлантический океан.
— Когда долго плывешь по океану, даже во сне чувствуешь малейшие изменения в движении волн, — рассказывает Артём. — Однажды нашему капитану показалось сквозь сон, будто мы плывем слишком тихо, совсем без качки. Чутье не подвело: выйдя на палубу, наш кэп увидел, что один из парусов лежит на воде и всю качку принимает на себя.
Но чаще поломки случаются во время сильной непогоды. В один из штормов чуть было не остались без мачты. Начали вылетать винты из крепления мачты. Чудом на месте остались не только она, но и экипаж. Чтобы шквальный ветер не снес в море, привязывали себя к яхте.
Команда подобралась в одном из европейских портов. Артём, Мартин, Ира — хичхайкеры, то есть те, кто путешествует попутным транспортом. Схема океанского «аквастопа» проста: в порту узнаёшь у капитанов, куда едут и готовы ли взять попутчиков. Подходит — поднимаешься на палубу и настраиваешься на долгое плавание. Несколько недель на соленых волнах даются непросто, особенно новичку. Кроме штормов и морской болезни, страшна банальная скука. Артём советует брать в плавание книги.
Ночевал у председателя дагестанского парламента
Артёму больше по вкусу сухопутный автостоп.
На попутных колесах Артём повидал полсотни стран. Говорит, не раз бы вернулся в Швейцарию. Он не ходит по музеям и выставкам. В новой стране у него нет никакого маршрута. Случайные люди сами подсказывают, куда сходить и что посмотреть. Приезжая на новое место, первым делом ищет, где бы остановиться. Здесь тоже никакой хитрости: благодаря гостевой сети каучсёрфинга парень быстро находит бесплатное жилье.
Артём подтверждает народное наблюдение: чем южнее страна, тем люди гостеприимнее.
— Где-нибудь в Норвегии, — говорит он, — если случайно заговоришь с прохожим, попросишь о помощи, тебе, конечно, помогут, но не более того. А захочешь общения с незнакомцем — странно поглядят и поспешат уйти.
По его опыту, самые открытые люди — на Кавказе: в Грузии, Чечне, а также в Афганистане.
— Иду по улице, — вспоминает Артём, — говорю прохожему: «Салам алейкум, можно переночевать в твоем доме?» А он мне: «Конечно, брат, заходи!»
Гродненец называет восточный каучсёрфинг человечным:
— Был в Махачкале. У одного дагестанца не нашлось для меня места в доме. Тогда он начал обзванивать всех своих родственников, друзей, знакомых — наверно, пол-России оповестил. В итоге я ночевал у председателя парламента Дагестана.
«Порвались тапочки — заклеил скотчем, порвался скотч — хожу босиком»
А вот красоты полесских болот для Артёма пока остаются неизведанными — по Беларуси парень не путешествовал.
— Я был только в Минске и Бресте, — говорит. — Пока стараюсь посмотреть заграницу — вдруг потом не будет такой возможности.
Артём окончил факультет международных отношений одного из польских университетов. Свободно разговаривает на английском и польском, сейчас учит норвежский.
Признаётся, что понятия не имеет, как сложится его жизнь дальше. Надевать белый воротничок он не хочет. «Материальное — не главное. Порвались тапочки — заклеил скотчем, порвался скотч — хожу босиком», — пишет в своем инстаграме Артём и для «Вечёрки» добавляет:
— Путешествия для меня — не цель и не средство. Это скорее смысл моей жизни. Я мог бы стать блогером, но тогда мои странствия были бы совсем другими. Я езжу по миру ради себя, а не ради завоевания публики или заработка.
Справка «ВГ»
Каучсерфинг – гостевая онлайн-служба наподобие социальной сети. Она объединяет более 7 миллионов человек в 246 странах. Пользователи сети бесплатно предоставляют друг другу помощь и ночлег во время путешествий и организуют совместные путешествия.
P/S. Больше фото Артема смотрите в его инстаграме.