Гродненку Наталью Размыслову часто ругают незнакомые люди за грубое обращение с новорожденными детьми. Она может бросить крошечного малыша на подоконник в магазине или небрежно нести его, взяв под мышку… Когда люди подходят ближе, они видят немигающий взгляд младенцев и понимают, что в руках у мамочки не живые груднички, а куклы.
Печет детей в аэрогриле
Кукол, которые делает Наталья, очень сложно отличить от настоящих новорожденных. У них такие же пухленькие щечки и ручки, милые складочки, даже пахнут они детскими кремом и присыпкой. Вес такого «ребенка» тоже соответствует реальному. Их называют реборнами. Наталья — одна из немногих мастеров в Гродно, который занимается их изготовлением.
Каждый «ребенок» собирается из силиконовых, немного шершавых на ощупь деталей. На столе мастера лежат части тела: справа — ручки, слева — ножки. Это «молды» — заготовки будущего реборна. Молды выглядят мультяшно. Чтобы такая заготовка «ожила», Наталья наносит на нее почти двадцать слоев краски. Это тонкие, едва заметные штрихи, которые имитируют кожу: капилляры, сосуды, вены. С красками важно не переборщить: не сделать кожу землистой. В этом мастеру помогают советы знакомого патологоанатома. Чтобы «кожа» куклы не облезла, ручки, ножки, туловище и голову нужно запечь в аэрогриле.
— Это зрелище не для слабонервных, — шутит Наталья.
Многие друзья отказываются заглядывать в ее творческую комнату и называют ее «обителью Франкенштейна». Здесь в коробочках хранятся стеклянные глаза, а на столе стоят наполовину раскрашенные головы и лежат пучки волос.
Только дочка обожает бывать в маминой мастерской — девятилетняя девочка помогает делать кукол или просто рисует.
Когда подрумяненные молды готовы, Наталья достает их из гриля и принимается за «наращивание» волос. Мастер использует натуральные волосы, потому что искусственные быстро протираются.
—Многим нравятся залысинки, которые появляются у куклы со временем, — говорит Наталья. — Так они становятся еще более «живыми».
Теперь дело за малым: остается подарить кукле «зрение», прорисовать мимику, одеть по последней моде — и можно отправлять в «большой мир». На изготовление одной куклы нужно примерно три недели.
Всё началось три года назад с подачи мужа.
— Мы поспорили, смогу ли я сделать куклу, — вспоминает Наталья. — Если бы он тогда знал, во что ему это обойдется!
Делать реборнов — дорогое увлечение. Цены на расходный материал сильно колеблются. Например, молды можно купить и за 100, и за 700 у. е. Они отличаются детальностью проработки: на тех, что подороже, прорисованы даже крошечные ноготки младенцев.
Поначалу Наталья изучала хитрости изготовления в интернете. Смотрела видеоуроки на английском, которые переводили всей семьей, читала про анатомию и даже вела конспекты. Свою самую первую куклу вспоминает с ужасом: «Она была очень некрасивой!» Хотя с фотографии на нас смотрит довольно милый младенец. Наталья — перфекционист. Каждую куклу стремится сделать идеальной.
С ними мастер ездит на выставки. В последний раз была на выставке ручных работ «Млын», которая проходила в Минске. Наталья всегда готова к тому, что реагируют на ее кукол по-разному.
— Часто реборны шокируют, — говорит она. — Помню, на одной из выставок мужчина, переходя от стендов с плюшевыми мишками к стендам с зайчиками, не сразу понял, что перед ним куклы. Позабавил его возглас: «Скажите, что это?!» А потом, присмотревшись к реборнам, он даже купил одного. Если человеку не по себе от моей куклы — я расцениваю это как комплимент. Значит, удалось создать по-настоящему живую куклу.
Среди клиентов Натальи — израильтяне и россияне. Белорусы о таком знают мало. Реборнов покупают не только коллекционеры, но и те, кому нравятся милые детские лица, и те, кто не может иметь собственных малышей.
Лидчанка Татьяна Делендик купила уже второго реборна у Натальи. Назвала куклу Каролиной. Говорит, что покупать не планировала, но любовь к симпатичным младенцем возобладала. Теперь Каролина лежит на полке за стеклом рядом с «новорожденной» Ангелиной. У Татьяны трое детей, но она не разрешает играть им с Каролиной и Ангелиной.
— Реборнов я покупаю, чтобы любоваться ими, — говорит женщина. — Иногда возьму куклу на руки, подержу и возвращаю на полку. Они меня успокаивают, что ли. У моей бабушки их было много. Не таких, конечно, — обычных, советских. Видимо, эта любовь передалась и мне.
Случается и так, что силиконовых младенцев покупают не только коллекционеры или поклонники, но и те, кто не может иметь детей. Это недешево, цены стартуют от пяти сотен долларов за куклу. У Натальи был случай, когда реборн ушел почти даром.
— Покупательница была одинокой, — вспоминает мастер. — Ей очень хотелось, чтобы дома поселился такой человечек. Денег у нее было немного, и куклу я фактически подарила. Зато женщина счастлива. Теперь у нее, как она сама говорит, есть «мальчишка».
Реборн (от английского «рожденный заново») — это техника создания кукол, которые выглядят как живые копии новорожденных детей. Впервые их начали делать на Западе в 1980-х, а спустя тридцать лет — и в нашем городе.