Польским и белорусским журналистам в мае решили показать особенности Сокулки и окрестностей.
Велосипедный пресс-поход стартовал в приграничном городе 8 мая. Как рассказала бургомистр Сокулки Эва Куликовская, туризм является основной позицией в развитии региона. Большие перспективы глава города видит в развитии таких направлений, как Софиёво — Липшчаны, где уже есть дорога и сохранилась инфраструктура.
Бурмистр Сокулки – Эва Куликовская. Свою избирательную позицию определила, как развитие отношений с Беларусью, содействие открытию приграничного движения.
Для привлечения гостей в гмину используются местные особенности культуры и различные праздники, например — трех кухонь.
Под Сокулкой живет татарская община, есть цыганская деревня, там вольные люди превратились в оседлых крестьян. Кроме того, Сувальщизна — край, где церкви порой встречаются чаще, чем костелы, православные христиане поддерживают свои традиции и дополняют местный колорит.
Самый известный и раскрученный туристический продукт региона «Татарский шлях» — деревня Крушиняны, где открыта мечеть XVII века с деревянными куполами и полумесяцами вместо крестов, похожая на храм, потому что строили ее христиане. Татары давно смешались с местным населением, однако чтят свой язык и культуру и рассказывают о ней другим.
— Меня часто спрашивают, коренные ли мы, — улыбается президент татарской общины Бронислав Тальковски. — Я отвечаю так. Вы знаете свои корни, кто были ваши прадедушка и прапрадедушка? Не знаете. А я знаю о своем предке Самуэлле с 1699 года.
Сегодня в Польше проживает около 4 тысяч татар, в Белостке диаспора насчитывает более 800 человек. В Крушинянах живет только четыре семьи. Родственники открыли ресторан, который известен во всей Польше. Хозяйка Джанета — прекрасный кулинар, принципиально против кока-колы, гамбургеров и картошки фри. Даже вода — из скважины соседней деревни Крынки. Посетителей достаточно. Один раз в год, 8 августа, в Крушинянах устраивают праздник татарской культуры — сабантуй.
У нашего гида Джамиля жена полька, один ребенок — католик, другой — мусульманин. Миссия Джамиля — рассказывать об истории своего народа. Когда-нибудь он обязательно совершит паломничество в Мекку — хадж и там определит свое предназначение в жизни. Но сейчас он ведет нас на мизар.
— Самой старой могиле на кладбище несколько сотен лет, табличек не ставили — только большой камень в голове по направлению на восток. Хоронят на мизаре до сих пор, каждый татарин должен приехать сюда, — говорит Джамиль.
У Джамиля Гэмбицкого мечта – совершить хадж, а пока он живет в Крушинянах и рассказывает туристам и делегациям о своем народе.
Татарское кладбище – мизар.
Строят центр образование и культуры татар в Крушинянах.
За последние десять лет татарский двор в Крушинянах стал значительно больше. На средства Евросоюза заканчивают строительство центра культуры — несколько зданий, где будут музей с интерактивным гидом, еще одно кафе и мастерские ремесленников.
Туристам и сегодня есть что посмотреть: татарскую юрту, хозяйский двор, где дремлют маленькие мохнатые лошадки. Если прикрыть глаза, не видно стоящего вдалеке леса, кажется, вокруг степь да степь…
Татарские лошадки со времен ханства не изменились.
Фото Инны Максимчик