Безумный Макс: дорога ярости / Mad Max: Fury Road
Режиссер — Джордж Миллер
В ролях: Том Харди, Шарлиз Терон, Николас Холт, Хью Кияс-Бёрн, Зои Кравиц, Роузи Хантингтон-Уайтли
Пустыня, постъядерная пустыня, сколько хватает глаз, и на ее просторах человечество задорно деградирует, вовсю уже поклоняясь тотему руля и аромату топлива. Флегматичный волосатый мужчина не успевает сжевать двухголовую ящерку, как его берут в оборот резвые альбиносы на шипастых запорожцах с турбонаддувом — бреют, клеймят и подвешивают кверху ногами как донорский бурдюк с кровью. В плену он, впрочем, не задержится.
Австралийский дедушка Миллер, сделавший когда-то Мела Гибсона звездой всем на радость, снял такие разносторонние вещи, как готическую веселуху с дьяволом-Николсоном, суровый байопик про лекарство от смертельной болезни, семейное кино про говорящего поросенка и экологический мультфильм про пингвинов. Но останется в истории этот режиссер за серию фильмов про Безумного Макса. Первая часть двадцать лет продержалась в Книге рекордов Гиннеса (за выгодную пропорцию «бюджет/сборы»), вторая вдохновила колоссальный культурный пласт антиутопий, включая культовый Fallout, третья, считающаяся провальной, тем не менее презентовала Тину Тернер в трехпудовом железном бронелифчике. Миллер больше десяти лет пытался подступиться к очередной, но сложилось только сейчас: за это время менялись спонсоры, безнадежно постарел Гибсон, а родная Австралия ехидно зазеленела.
Вот бы всё так успешно долгостроилось, вот бы все так энергично старели.
Даже беглого взгляда достаточно, чтобы сразу оценить безусловные достоинства: крепкий и физически, и актерски Харди; абсолютно лучшая на свете актриса Терон с бритой головой и механической рукой; стеснительный миляга Холт, перевоплотившийся в лысого, присыпанного мукой, татуированного берсерка с обожженным лицом. Дальше — трейлеры: всё мелькает, гремит, пылает, грохочет, стремительно несется — и впечатляет прежде всего ощущением давно забытого драйва. Неспроста: почти всё, кроме пары погодных сцен и протеза актрисы, сделано и снято вживую, вообще без визуальных эффектов. Но, как ни готовься, не отменишь взрывного эффекта двух часов в зале лицом к лицу с этим монстром — как будто влететь на полном ходу в пылающий бензовоз и остаться в живых.
Новый «Макс» заведомо в шутку называли сплошной двухчасовой погоней. Сперва сложно поверить, но с парой оговорок так оно и есть: это самая длинная, самая комплексная и самая умопомрачительная автопогоня в истории кино. В этом году уже было зрелище, одной пятиминутной сценой заткнувшее за пояс все тщедушные попытки последних лет изображать экшен — Kingsman. «Макс» идет дальше: здесь таких минут примерно СТО. Чудовищную, неудержимую, бьющую огненным фонтаном энергию этого фильма невозможно игнорировать — во многом потому, что это предельно честный фильм, где внешнее = внутреннее. Кроме любопытного мира (гротескного отражения настоящего, полного перверсий и опухолей) и того дикого, первобытного, яростного рывка, в который сливаются все действия всех героев в этом мире, здесь ничего нет — потому что ничего больше не нужно. А отдельной статьей героев идут невообразимые и собранные из чего попало автомобили — плоть и кровь этого свихнувшегося, но всё еще трепыхающегося мироустройства. Это безусловно авторское, любовно сделанное, несмотря на миллионы, кино — будто искренний деревенский увалень, доисторический титан, который в драке не будет доставать нож или изящно махать ногами, а просто и незатейливо ввалит с правой так, что запомнишь навсегда.
А еще здесь самая красивая песчаная буря, когда-либо изображенная на экране. И сумасшедший гитарист!
Фильм можно увидеть в гродненских кинотеатрах. Расписание сеансов — в нашей афише.
Читайте также: полный список обзоров