Новая программа ансамбля «Фарбы свету» необычна тем, что в ней всего один белорусский номер. Остальные выступления — о других народностях, населяющих Беларусь. Тамада-белорус в театрализованном представлении будет приглашать разные народы за богато заставленный стол.
— Мы решили показать зрителям то, что они видят редко, — объясняет Вера Войнова. — Постановка объединила уже знакомые гродненцам танцы и песни и новинки. Впервые покажем еврейский танец «Суббота», кантри-польку и еврейский танец в исполнении детей, споем грузинские и казачьи песни. Грузинская песня исполняется в таком темпе!.. Я поражена, что артисты выучили этот текст. Также придут настоящие цыгане, грузины — скажут тост, расскажут о своей стране.
Вы редко выступаете в стране, в последней программе почти исключили белорусские номера… Белорусское искусство в Беларуси не востребовано?
— Мы постоянно работаем с белорусскими программами, а сейчас сделали исключение. По просьбе зрителей планируем не один концерт в год, как обычно, а два. В декабре покажем премьерные белорусские номера.
Как подбираете репертуар для выступлений за границей?
— В Польше много белорусов – они просят белорусские номера. В Китае хотят увидеть что-то яркое, зажигательное. Китайскую публику раскачать очень тяжело. Нас пугали перед гастролями: «Не расстраивайтесь, если не будут сильно хлопать. Это не значит, что вы им не нравитесь». Но когда мы работали в Пекине на «Днях Беларуси в Китае», зал аплодировал стоя. Это не укладывалось в стереотипы о местной публике. Специально для них также подготовили песню по-китайски.
Насколько близки наши культуры?
— Абсолютно различны. Китайцы — «суперлюди». Они делают сверхъестественные вещи благодаря трудоголизму. Например, партнер без труда держит одной рукой балерину, которая стоит на одной ноге. Они очень любят спецэффекты. В Шанхае вокалистам сказали: «Вы обязательно должны встать на эту платформу. Мы хотим вас эффектно преподнести». Вдруг эта платформа дернулась и подняла артистов на уровень третьего или четвертого этажа. Они очень напугались. А в завершение песни посыпалось неимоверное количество фейерверков. Удивительно, как они не свалились с платформы от шока, но петь не перестали.
Концерты «Белых рос» увеличатся вдвое
Гродненский ансамбль танца, музыки и песни «Белые росы» станет выступать не один раз в год, как раньше, а два. Ближайший концерт состоится 29 апреля в Гродненском областном драмтеатре. Артисты учли пожелания зрителей, которые хотели чаще видеть музыкантов на сцене. Коллектив представит новую программу «Фарбы свету» 29 апреля. Постановка объединила уже знакомые гродненцам танцы и песни, которые редко появляются на сцене, а также новинки. Она необычна тем, что включает всего один белорусский номер. Остальные выступления представляют другие народности, которые живут в Беларуси. В театрализованной постановке тамада-белорус пригласит разные народы за богато заставленный стол. Среди премьерных номеров посетители увидят еврейский танец «Суббота», польку-кантри и еврейский танец в исполнении детей, услышат грузинские и казачьи песни. Также настоящие цыгане и грузины поднимут тост и расскажут о своей стране. Второй за год концерт планируется в декабре.
В каком самом необычном месте довелось выступать?
— В тюрьме строгого режима в Чимкенте в рамках тура по Казахстану. Было страшно. Я боялась, что нас возьмут в заложники (смеется). Мы выступали в ангаре. Выход находился в дальнем конце, а в зале сидело около тысячи заключенных. Я увидела лишь несколько офицеров, которые стояли у дверей и курили. Никакой защиты, оцепления не было. Но все оказалось очень гостеприимно. За сценой несколько заключенных любезно угощали нас чифирем, дарили свои поделки. Нам аплодировали, кричали, свистели до конца концерта. Я вышла слегка вспотевшей с этого выступления. В гродненскую тюрьму не приглашали. Но местные заключенные сделали нам шашки на казачий танец. Также работали на неубранных сценах в Чернобыльской зоне после взрыва. Самое страшное — радиационная пыль, которая поднималась во время танца. А люди сидели в зале в респираторах. Потом мы сами стали мыть сцены перед концертом.
Украшением семейного или профессионального праздника зачастую становятся выступления цыганского табора или восточных танцовщиц. Приглашают ли вас на корпоративы и юбилеи?
— На корпоративах выступаем нечасто. Обычно приглашают организации. Например, недавно в банке захотели увидеть именно белорусский номер, а от других отказались.
Сегодня широко распространены социальные танцы, где партнеры должны хорошо чувствовать друг друга, причем парень в такой паре главный. Так ли это в белорусских танцах?
— Мне кажется, это есть в любом танце. Если у наших артистов не получается поддержка, то виноват кто-то из двух. Либо парень неправильно делает рывок, либо девушка — толчок. Это тандем. Они должны подходить друг другу. В белорусских танцах либо мужчина ведет, либо партнеры равны — как, например, в польке.
Какие секреты помогают вам танцевать?
— Секреты есть, но кто ж их расскажет (смеется). Когда-то Станиславский говорил: «Трудное надо сделать приятным, приятное — легким, легкое — талантливым». Зритель думает, что выступление на сцене не требует никаких затрат. На самом деле оно сравнимо с трудом спортсменов. Человек работает на сцене полтора часа, у него есть три минуты, чтобы переодеть костюм… Нагрузки запредельные! Но если зритель видит, что артистам тяжело, то грош цена такому выступлению. В этом секрет: несмотря на то что очень сложно, сделать так, чтобы зрителю казалось, что это легко.
Справка «ВГ»
Гродненский ансамбль танца, музыки и песни «Белые росы» существует 28 лет. Сегодня он насчитывает 89 сотрудников, более 50 из них — артисты и техперсонал. Репертуар состоит из белорусского фольклора и номеров других народностей. Артисты гастролируют по странам Европы и Азии. При ансамбле есть детские курсы для всех желающих, на которых занимается около 200 детей от 3 до 10 лет. Из двадцати самых способных учеников создали детскую студию.