Заткнув космическую дыру три года назад, группа выпуклых характеров носится по заснеженным сосновым лесам за недобитками нехороших граждан, а потом расслабляется за вином и светскими беседами. Но вечеринку прервет слишком умная железка с манерами ветхозаветного бога, которую двое характеров втихомолку создали из лучших побуждений, не поделившись планами.
Мстители: эра Альтрона / Avengers: Age of Ultron
Режиссер — Джосс Уидон
В ролях: Роберт Дауни — младший, Крис Эванс, Марк Руффало, Скарлетт Йоханссон, Крис Хемсворт, Джереми Реннер, Элизабет Олсен, Аарон Тейлор-Джонсон, Сэмюэл Л. Джексон, Джеймс Спейдер, Пол Беттани, Энди Сёркис
Заткнув космическую дыру три года назад, группа выпуклых характеров носится по заснеженным сосновым лесам за недобитками нехороших граждан, а потом расслабляется за вином и светскими беседами. Но вечеринку прервет слишком умная железка с манерами ветхозаветного бога, которую двое характеров втихомолку создали из лучших побуждений, не поделившись планами.
Про Marvel и их взлет давно всё понятно — даже пресловутые сцены после титров с каждым разом ждет еще больше обычных людей, для которых совсем недавно Халк был в лучшем случае футболистом, а не десятифутовым сгустком фрустрации травяного цвета и ключевым образом современной меметики. Интересно здесь то, как пламенно любящие свое дело энтузиасты не переводятся в недрах этой лютой продюсерской машины со стальными графиками и шахматной аналитикой — но к этому можно вернуться позже. А в случае со вторыми «Мстителями» прежде прочего любопытен неординарный жанр, который почти получилось отработать, — притча.
Если последние минут сорок такого фильма неизбежно превращаются в прекрасный свальный грех и какому-то анализу не подлежат, то с первой половиной авторы сделали очень интересную штуку: экстраполировали на полотно ожившего комикса страшную, оглушительную интонацию библейской притчи с ее предопределенностью, апокалиптическим духом, нервными пророчествами и людьми в качестве расходников. И дело не только в новом персонаже — Алой ведьме, читающей мысли других и насылающей недобрые видения (ее более «ординарный» брат-близнец в это время носится вокруг со скоростью звука). Сам сюжет про искусственный интеллект, вышедший из-под контроля, даже если не нов, достаточно пересекается с реальностью, где иные игрушечные смартфоны уже умнее своих хозяев.
Но главное — попытка сформулировать, обозначить пространство, на котором супергерой — например, языческий бог Тор — заканчивает быть занятным реликтом в плаще и с кувалдой, но начинает играть ту сверхъестественную, равно опасную и ответственную роль, во имя которой самые ушлые из наших предков написали много религиозных томов на разных языках: защитник, вершитель судеб, судия. В первую очередь это касается связи Старк — Альтрон: разноплановый человек, который уже почти сверх-, и его создание, превзошедшее создателя почти во всем — кроме гуманизма. Логично: какой у робота human-ism. Новый бог смещает старого — чем не сюжетный предел классической притчи, чем не ницшеанская аллюзия?
Теперь скороговоркой для подростка, которому всё, что выше, не очень интересно: «Мстители-2» щеголяют близкой к идеальной блокбастерной картинкой — ни трясущейся камеры, ни бессвязных метаний и дурного монтажа, три тысячи спецэффектов, снимали даже с дронов, в каждом кадре чье-нибудь умеренно талантливое лицо, сносятся высотки, парят летучие острова, всё как надо. К сожалению, штатным композитором Marvel стал скучный Брайан Тайлер, последние лет десять пишущий саундтреки в основном для всякой популярной чуши, но картину он не портит. К тому же Альтрона не запороли на дубляже, а это для вдумчивой половины и ее атмосферы очень важно.
Первой части было достаточно вау-эффекта «Мы такие разные, и всё-таки мы вместе», а концептуально она была незатейлива и даже местами дубовата: тут пошутили про арканоид на работе, там — про Шекспира. Гики — цифровые эстеты, модные социопаты и поклонники интерактивных искусств — оценили контекстуальный заряд по достоинству, но когда их в зале полторы штуки, они теряются в хоре мнений вроде «круто бахает». Вторая часть сделала еще пару шагов в сторону зрелища мечты и заодно обнажила мощный философский пласт, с которым при желании можно работать долго, — и это без особых сгущений красок и потуг на реалистичность, как у «Бэтменов» Нолана. В первой пафосная командная «стойка смерти» явилась в финальной битве, здесь — на второй минуте; в первой Халк всех веселил, теперь пришло время проиллюстрировать не такой смешной девиз: «Большая сила — большая ответственность». Смещение акцентов очевидно, и это главное превосходство второй части, оправдывающее всю затею.
Взяв не самый интеллектуальный, но значимый для американцев материал, студия сделала не самый интеллектуальный, но значимый уже для любого уголка мира продукт. Который, хоть и размениваясь по старинке частью потенциала на штампованную дурь, удивительным образом иногда превращается едва ли не в авторскую работу, неглупую и бессменно ироничную. И тем в Marvel доказали, что мания величия — не всегда плохо, оставаясь пока что единственным живым примером того, как заработать миллиарды на сказках, занимаясь любимым делом и воскрешая маленькие детские радости.
Фильм можно увидеть в гродненских кинотеатрах. Расписание сеансов — в нашей афише.
Читайте также: полный список обзоров