Южный рынок
Около 10 утра на Индурском шоссе нет даже намека на заторы и пробки. На автостоянке возле рынка свободного места — словно на футбольном поле. Открыты павильоны и небольшие магазинчики со стройматериалами, бытовой техникой, аксессуарами, отделочными материалами и обоями. Работают, как обычно, продуктовые ряды и авторынок.
На торговых рядах с одеждой открыты считаные боксы. В первом ряду это продукция белорусских предприятий — ремни, кошельки, перчатки.
У продавца товаров гродненской перчаточной фабрики «Акцент» соседей нет минимум на 10 метров во все стороны. Женщина в растерянности и говорит, что очень надеется на отсрочку Указа № 222:
— У меня сейчас сезон, но не буду же я одна сидеть на весь рынок. Хотя я бы хотела поработать, и нашей фабрике была бы помощь.
На соседних рядах тоже есть открытые палатки. Здесь продают детские коляски, мужские куртки, женские кофты, детскую обувь, парфюмерию и тюль. На вопрос о документах одна из ИП отвечает, что их нет. Начала торговать на свой страх и риск, потому что к боксу стали подходить покупатели. Есть и те, кто открылся, чтобы перевезти товар или провести инвентаризацию.
В одной из палаток предприниматель ответил, что к 1 марта подготовился — нашел документы и заплатил единый налог и ввозной НДС.
— Я заплатил государству 30 миллионов рублей налогов. У меня на всё есть документы (показывает руками размер стопки). И что, я буду после этого сидеть дома? — говорит он. — Кстати, достать документы не так сложно, нужно только поднапрячься. Куда большая проблема — это уплата ввозного НДС в 20 %, что для одного ИП очень дорого.
По словам продавца, в конце прошлого года в России многие фирмы говорили, что для белорусов ничего делать не будут. Теперь, когда наши предприниматели стали меньше покупать, они всполошились и предлагают весь пакет документов.
В это время к палатке подходит покупательница и обращается к продавцу:
— Будут ли сегодня работать остальные боксы?
— У кого есть документы — откроются.
— Так вроде бы продлили до 1 июня?
— До 1 июня отсрочили штрафы за нарушение техрегламентов Таможенного Союза. Но иметь документы нужно уже с 1 марта, — разъясняет предприниматель.
На остальном рынке ситуация такая же — работают одна-две палатки на весь ряд. Однако на каждом стоит около 20–40 предпринимателей. Они тоже приехали посмотреть, что будет происходить на рынке.
Центральный рынок
Самый большой сюрприз ожидал гродненцев на Скидельском рынке. Здесь на нижней площадке работало лишь четыре ИП — с одеждой и обувью гродненских производителей.
- Читайте также: Центральный рынок: у предпринимателей сдали нервы
На верхних рядах на улице Полиграфистов продавцов больше. Есть те, кто продает аксессуары, косметику, бытовую химию, колготки и носки.
— Предпринимателей нельзя закрывать. Ведь активизируется черная торговля и люди поедут одеваться на рынки в Польшу, Литву, Россию. А мы хоть государству налоги платили, — говорит одна из предпринимательниц с нижней площадки. Женщина приехала на рынок за продуктами и спустилась посмотреть, что происходит на торговых рядах.
Пока ИП думают, как быть дальше, возле подземного перехода на автовокзале вовсю развернулась торговля с земли. Люди стоят даже вдоль проезжей части и продают старые запасы и вещи, что хранились в шкафах много лет.
«Корона»
Около рынка «Корона» на парковке нет свободных мест. На первый взгляд кажется, что ситуация с сертификацией здешних торговцев не коснулась. Однако многие из автолюбителей оказались клиентами.
На «Короне» отток продавцов не так заметен, потому что часть павильонов принадлежат частным предприятиям. Некоторые предприниматели так же, как и на Южном рынке, открыли боксы на свой страх и риск.
По словам администратора рынка, на 1 марта вакантны 25 свободных мест. Притом что раньше была стопроцентная занятость.
— До 5 марта ИП должны заплатить за аренду. Многие не оплачивали, потому что не знают, что делать дальше, — говорит работник рынка.
Те, кто всё же не рискнул торговать, обращались за советом к руководству «Короны». Сейчас им нужно дождаться официального документа, который готовит правительство, и разъяснений, как работать дальше.