В воскресенье на нижней площадке Центрального рынка торговали четыре человека.
— У предпринимателей сдали нервы, до последнего было непонятно, что делать. В понедельник все пойдут в налоговую и, возможно, что-то прояснится, — говорит продавец специй в павильоне бакалеи на верхней площадке рынка, где, наоборот, работали почти все торговцы.
Нижний рынок был пуст. В трех местах предлагали белорусский трикотаж, и один продавец выставил обувь, опять же отечественную.
— Люди не вышли, потому что не знают, как платить налог. С первого марта необходима накладная, где прописана цена. И от этой цены высчитывается НДС. А на импортные товары у многих накладных нет, — говорит арендатор.
Девушка продает платья, которые закупает у белорусского производителя. Цены — от 500 тысяч и выше.
— Китайские платья стоят и 250, и 300 тысяч, белорусские минимум 480 тысяч. Минимальная цена поставщиков в районе 30 долларов (450 тысяч). Вот и посчитайте, какую цену нужно выставить, чтобы заработать, — говорит другой продавец, тоже торгующий белорусским трикотажем. — Платья красивые, но стоят 500–600 тысяч и выше. В январе-феврале можно было за день не продать и двух штук. Откуда заработки, моя последняя зарплата — миллион шестьсот.
В воскресенье на экстренном брифинге в министерстве экономики ипэшникам объяснили, что торговать остатками товаров пока можно без сертификатов и наказывать за это не будут. Но предупредили, что и товары без сертификатов нужно будет как-то легализировать. Для этого в недрах ведомства готовится отдельный документ. Однако новое налогообложение уже вступило в силу с первого марта.
Предприниматели в свою очередь уверены, что сама система сертификации очень громоздка и «задирает» цены. Более того, мелким торговцам она не оставляет перспективы.
— Везешь пять кофточек одной фирмы, плюс к цене нужно заплатить миллион, да еще одну забирают: они же ее режут, проверяют волокна. Везешь две кофточки — тоже платишь миллион за одну фирму. Так какая же цена должна быть на выходе? — спрашивают продавцы.
На верхней площадке Скидельского ситуация была более благополучной. Практически все магазины и палатки работали, хотя продавали и российскую гречку, и польский майонез.
Полностью заняты были мясные ряды. Торговали как обычно: новые нормы, когда требуется рубить тушу прямо при покупателе, пока не действуют.
— Свинины в избытке, из-за российских санкций переполнился наш рынок, его же нужно продавать, — рассказывает торговец. — Если мы уйдем с рынка, что будет с мясокомбинатами? Поэтому, наверное, нас пока не обязывают применять новые правила.
В понедельник в налоговых службах ожидается ажиотаж. Будут ли налоговые инспекторы работать по расширенному графику, чтобы не создавать очередей, узнаем завтра.