Предложили поехать с мамой
Экзотическую страну Ирина (имя изменено) вместе с молодым человеком выбрали неслучайно: хотели сделать красивую свадьбу только для себя. В Гродно планировали просто прийти в загс и расписаться, а через десять дней отправиться в Доминикану. Тур на двоих на конец августа стоил 2500 долларов. Дополнительно заказали церемонию — имитацию настоящей свадьбы: услуги регистратора, беседку, букет и бутоньерку. Фото- и видеосъемка стоили 1090 долларов. Договор подписывала Ирина.
— Свадьба расстроилась накануне похода в загс. Турфирме об этом сообщили СМС-кой почти сразу. Уже через три дня я приехала в офис, где мне предложили все же полететь — с мамой или подругой. Естественно, я была не в том эмоциональном состоянии, чтобы отдыхать на острове, и отказалась, — рассказывает Ирина.
Девушка аннулировала тур. В фирме попросили подождать, пока придет ответ из Доминиканской Республики — с указанием издержек отеля, счетом за перелеты. Ирина попросила для начала вернуть деньги за церемонию, ведь ни регистратор, ни фотограф не успели приступить к заказанной работе.
— В октябре я была готова поехать, — говорит девушка. — Мне предложили ту же Доминикану, но с условиями: взять второго туриста и доплатить 1300 долларов. Я отказалась, ведь это фактически покупать новую путевку.
Время шло, а деньги так и не возвращали. Ирина обратилась в общество защиты прав потребителей и написала письменную претензию. Сейчас готовятся документы в суд.
Деньги вернут только за церемонию
В турфирме объясняют, что авиаперелет и проживание оплатили сразу после того, как клиенты подписали договор. Сначала деньги перечислены туроператору, потом — принимающей стороне.
— В Доминиканской Республике отказ от поездки трактуется как упущенная выгода, и назад деньги не возвращаются. Мы попробовали отправить на этот тур других отдыхающих — тогда деньги передали бы паре, которая не захотела ехать. У нас почти получилось, но найденные туристы отказались в последний момент, так как на острове бушевал шторм, — пояснили в турфирме.
Вернуть деньги за церемонию тоже возможно лишь после перепродажи. В турфирме говорят, что все-таки пошли навстречу и не стали дожидаться, пока найдут новых клиентов. Директор отдал Ирине гарантийное обязательство, что вернет до конца этого года 1090 долларов за счет самого туроператора.
Мнение юриста
В обществе защиты прав потребителей считают, что клиенту обязаны вернуть всю сумму. За четыре месяца турфирма не предоставила информацию, что билеты и проживание в отеле забронированы на имя парня и девушки.
— Неисполнение договора стало следствием обстоятельств, за которые ни туристы, ни турфирма не отвечают. Это регулируется ст. 421 и ст. 386 Гражданского кодекса. Вместе с тем при нарушении сроков возврата уплаченной суммы, согласно п. 1 ст. 33 Закона «О защите прав потребителей», девушка вправе требовать выплату процентов и компенсацию морального вреда, — объясняет председатель правления ОО «Гродненский центр правовой помощи потребителям» Жанна Гостяева.
В практике юриста были случаи, когда суд обязывал турфирмы вернуть деньги за отказ от путешествий. Ситуации были разные: болезнь, беременность, политическая ситуации на курорте.
Как вернуть деньги?
Как себя обезопасить и не потерять крупную сумму при отказе от путевки? Объяснить нюансы согласился директор одной туристической компании:
— Турфирма — это посредник между туристом и крупным туроператором, который в свою очередь несет расходы перед партнерами — авиакомпанией, отелем. Аннуляция тура за неделю — это критический срок. В то же время в турфирме должны подтвердить документально фактические затраты. В некоторых отелях лояльные условия, и деньги могут вернуть.
Любую причину, будь то несостоявшаяся свадьба либо болезнь, рассматривает туроператор. Были случаи, когда ребенок попадал в больницу перед поездкой и тур удавалось снимать без денежных потерь. Есть и другой пример: молодому человеку, экстренно прооперированному перед вылетом в Египет, удалось лишь частично вернуть сумму. Туристам советуют: перед тем как подписывать договор, нужно спрашивать условия бронирования и аннуляции путевки.
Где искать помощь?
ОО «Гродненский центр правовой помощи потребителям», ул. Поповича, 5, каб. 1206 (12 этаж), телефон 60-40-46.