Чёрное море
Режиссер — Кевин МакДональд
В ролях: Джуд Лоу, Константин Хабенский, Скут МакНэйри, Григорий Добрыгин, Бен Мендельсон, Сергей Пускепалис, Майкл Смайли
У медали всегда две стороны: технический прогресс в подводной сфере выдавил бывалых морских дьяволов в категорию безработных. Посокрушавшись в пабах, бывший капитан субмарины с другом цепляются за идею нелегально выудить с черноморского дна пару тонн сталинского золота из подлодки, затонувшей в военные годы. Собрав команду пополам из русских и англичан, шкипер в последний момент прихватит с собой по оказии незнакомого юнца из лучших побуждений — но, как известно, благими намерениями вымощена.
Брутальный Лоу с псевдозалысинами и титановой тяжести взглядом пролетария даже на фоне шикарного разношерстного ансамбля смотрится внушительно — вполне верится в его способность командовать сборной солянкой суровых мужиков, особенно когда он начинает стучать топориком по столу. Славная метаморфоза для красавчика десятилетней давности. Но не Джудом единым: если физиономия скользкого типа МакНэйри уже примелькалась в фильмах последних лет, то Мендельсон из свежего «Исхода», играющий водолаза психопатических настроений, и бородач с говорящей фамилией Смайли из выдающихся британских мини-сериалов — свежие и многообещающие лица.
Хабенский же, укрепляющий на Западе репутацию первого из славянских актеров, к которому стоит обратиться, возглавляет еще более харизматичную половину экипажа — русскую. И русские здесь образцовые: пусть один в наколках, второй в ушанке, а третий с сибирской бородой, но характеры прописаны любо-дорого, за таких чуть угрюмых, но умелых и смелых людей совершенно не стыдно, что необычно после лицезрения соседушек на зарубежных курортах, на чемпионате по хоккею, в интернет-полемиках, сетевых играх и вообще почти где угодно. Одно это — уже огромный козырь фильма, в отличие от собрата по прокату. Да и по кастингу видно, как ответственно подошел бывший документалист МакДональд к отбору талантов, что воплотят эту историю.
А история, понятно, из заведомо любопытного разряда «что будет с дюжиной широких мужчин в узких стенах субмарины». Камерный триллер — уже неплохая заявка на ядерную реакцию между персонажами, шкура неубитого медведя, 70 лет лежавшая на дне, добавляет в этот котел выразительных низменных страстей, но главная находка — интернациональность участников. Переводчиков мало, психологов еще меньше, а конфликты с полпинка вспыхивают из ничего, и вот уже подлодка грозит превратиться в отнюдь не спортивную арену. При этом все, в ком еще осталась ответственность, вынуждены поминутно напоминать себе и другим, мол, это не ялик, нам нужна каждая пара рук, так что бросайте грызться, якорь вам в бухту.
Комбинация из больших актеров и маленьких помещений срабатывает превосходно, и даже не очень хитрый сюжет со смаком подливает-таки разок одеколона в пламя. Венчает эту не самую радостную, но реалистичную и беспрестанно, каждый миг держащую в правильном напряжении картину отличный саундтрек, почти не обращающийся к привычным оркестровкам — да и то приличным, — но по большей части эмбиентом, размытым звуковым полотном цементирующий и без того цельное и целеустремленное кино. «Чёрное море» показывает разницу между развлекательным и приключенческим, безусловно относясь ко второму. Это своего рода переосмысление для взрослых жюль-верновского культурного пласта в нашем времени, где стало поменьше наивности кузена Бенедикта и Паганеля, но всего остального — по-прежнему с лихвой: и радостей, и потерь, и сверхчеловеческих усилий.
Разве что итог закономернее.
Фильм можно увидеть в гродненских кинотеатрах. Расписание сеансов — в нашей афише.
Читайте также: полный список обзоров