В январе опустели границы с Польшей и Литвой. Машины на переходах даже в час пик (утром и вечером) проезжают все посты практически без ожидания.
В будний день в 8 утра на Брузгах перед шлагбаумом не было ни одного легкового автомобиля. Через 40 минут после старта мы уже въехали в сонную Кузницу.
Утром в будний день малолюдно было и на популярном среди гродненцев рынке в Белостоке на Кавалерийской улице. На базаре самый высокий курс доллара — 3,7, но и это не спасает.
Одни торговцы оптимистично списывают затишье на большие праздники: люди потратились и стали экономить. «Если белорусы не приедут, нам придется закрывать бизнес», — сетуют другие.
Падение белорусского рубля и одновременно сдерживание роста цен на потребительские товары сравняло ценники у нас и в Польше. Сегодня, чтобы посчитать стоимость покупки в белорусских рублях, злотый приходится умножать на четыре с половиной. Несмотря на рост курса доллара в Беларуси, цены в стране стали конкурентными с польскими. Можно немного выиграть на возврате НДС. Правда, перспектива проходить «красный» канал, декларировать даже небольшой ноутбук, ограничения для тех, кто ездит очень часто, почти сводят на нет 15–20-процентные налоговые скидки. Кроме того, с января у нас выросли цены на топливо, продавать солярку из личного бензобака челнокам стало невыгодно.
В галерее «Альфа» распродажи уже прошли свой пик, хотя таблички «%» еще вывешены практически на каждой витрине. В числе покупателей наших соотечественников немного. В основном — среди техники, где прилавки все же заметно опустели. Выбор телевизоров, например, в «Медиамаркт» совсем небольшой.
Цены на продукты остаются немного ниже, чем у нас: яблоки стоят от 2 до 7 злотых, помидоры — от 3 злотых, хлеб — от 2 злотых, «кабаносы» — 5 злотых за 180 граммов (правда, провозить всю мясную продукцию нельзя). Традиционно дешевле рыба, и выбор значительно больше: речная форель — 20 злотых за килограмм, осетр со скидкой — 19 злотых, без — 35, морская форель — 24 злотых. Примерно на треть (а если скидки, то и наполовину) дешевле брендовое спиртное.
На границу мы вернулись в самое «сложное» время, к 11 часам вечера, и снова оказались первыми у шлагбаума, а через 30 минут, пройдя два поста и две таможни, уже ехали к Гродно.