На пороге зависимости
Деревенька небольшая. Окна во многих домах заколочены. Здесь давно пустуют детсад, поликлиника, клуб. «Вымірае вёска, вымірае», — вздыхает местный житель. На вопрос о соседстве с наркоманами и алкоголиками восклицает: «Што вы! Зусім не перашкаджаюць. Наадварот: ветлівыя, заўсёды «Добры дзень» кажуць». Центр «Анастасис» (в переводе с греческого — «воскресение») разместился в стареньком здании бывшей школы. В дверях возникает седоватый мужчина в домашних тапочках. «Реабилитантов и директора сейчас нет: все на воскресной службе. Я один из консультантов — Александр», — с улыбкой поясняет он. К нему со звонким лаем подлетает дворняга. «Это наш Бобик, нашли на днях», — говорит мужчина. Рядом прохаживаются куры и индюки, в деревянных постройках неподалеку выращивают кроликов.
Недавно Александр прошел реабилитацию от алкогольной зависимости. Строитель по профессии, он рассказывает, что в молодости пробовал и наркотики, но с ними не сложилось. Зато водка крепко связала волю и разум почти на четверть века. «Из-за пьянки всю свою жизнь потерял», — понимает он. Когда терпеть разрушения зеленого змия стало невыносимо: распалась семья, начались проблемы со здоровьем, — Александр пришел в Жировичский монастырь. Там узнал о реабилитационном центре «Анастасис» и обратился за помощью. За три месяца мужчина принял свою болезнь, научился жить и бороться с ней.
Не обещай себе трезвую жизнь
На часах полдень. Из церкви возвращаются постояльцы. За одним из них приехали из Пинска родители. Сергей страдал от алкогольной зависимости и уже прошел трехмесячный курс.
Рассказывает, что к бутылке пристрастился под влиянием друзей-байкеров. В центр приехал добровольно. «Раньше считал, что алкоголизм — результат собственной распущенности, здесь понял, что это болезнь, которая прогрессирует, — говорит Сергей. — Нас научили: не надо обещать себе всю жизнь быть трезвым, достаточно двадцати четырех часов, и так каждый день».
Мать Сергея добавляет: «Родители должны быть сильнее своих зависимых детей». Центр реабилитирует не только зависимых, но и их родителей. Брат Агапий рассказывает о нередких случаях, когда после успешной реабилитации семья, сама того не сознавая, вновь тянет любимого человека на дно. Недоверие и контроль, случайно брошенные фразы «Ты стольким мне обязан», «Я так с тобой намучилась» невольно могут вновь подтолкнуть к бутылке или шприцу.
Не лечат, а приучают жить с болезнью
Сейчас в центре пятеро реабилитантов: трое — алкоголики, двое — наркоманы. Здесь их не называют пациентами, исцеляющимися, не говорят, что эти люди лечатся или выздоравливают. Все потому, что алкоголизм и наркомания — заболевания неизлечимые.
Более десяти лет назад директор центра Виталий Пашкевич сам был алкоголиком. «В свое время я прошел путь от успешного человека до бомжа. И наоборот. «Перейдя грань, вылечиться невозможно, — убежден Виталий Пашкевич. — Мосты сожжены».
«Когда человек знает, что он алкоголик, — рассуждает один из зависимых, — то просто живет с этим: не чувствует себя униженным или хуже других. Те, кто прошел реабилитацию, спокойно относятся к алкоголю. Борьбы здесь никто не ведет. Это глупо. Человека приучают жить с этим. Больной — ну и что… Как диабетик, например».
А что после реабилитации?
По окончании реабилитации центр продолжает интересоваться жизнью своего «выпускника». Поборовшие зависимость обязаны посещать анонимные группы, а если таковых нет — приходить каждую неделю в храм для беседы со священником. Тех, кому после реабилитации податься некуда, направляют в специальные центры, где бывшие алкоголики и наркоманы живут и работают, пытаясь вернуться к жизни до зависимости. Одно из таких немногочисленных мест ресоциализации находится под Дзержинском.
Как борются с зависимостью?
На лечение принимают зависимых в возрасте от 18 до 45 лет. Но недавно порог подняли до 60 лет. В основе реабилитационной практики лежит всемирно известная программа «Двенадцать шагов». Ее суть заключается в принятии своей зависимости, раскаянии и прощении. В «Анастасисе» принципы лечения базируются на православных догмах. «Около семидесяти процентов наших клиентов — атеисты, — рассказывает директор Виталий Пашкевич. — Никто никого не переубеждает. Придя в храм, человек может не креститься, но присутствовать на службе обязан».
Неотъемлемая часть реабилитации — трудотерапия. Борящиеся с зависимостью делают в центре ремонт, ведут хозяйство, работают на участке. Трудотерапия занимает около трех часов в день. Тех, кто отказывается от физического труда, как правило, отчисляют.
Справка «ВГ»
«Анастасис» помогает преодолевать зависимости уже более трех лет. Финансирует его Жировичский монастырь. Помогают спонсоры. Реабилитация платная, но если у зависимого нет средств, то помогут бесплатно. С реабилитантами работают два консультанта, психолог, психотерапевт и два священника. Связаться с центром можно по телефонам: 8 (015-62) 7-66-69;
+375-29-609-65-18.