X

Белорусские Мальдивы под Волковыском — в поисках экстремальной красоты

Смогут ли на уникальных красносельских карьерах создать новую рекреационную зону, или на высоких берегах будет лишь дикий отдых? Посетить карьеры, которые по-простому называют «белорусскими Мальдивами», решили корреспонденты «ВЭ».

О запрете купания предупреждает сайт

Час езды из Гродно или два часа пути из Бреста понадобятся, чтобы посетить уникальный уголок белорусской природы, созданный при участии человека.

В поселок Красносельский, известный крупнейшим в стране предприятием по выпуску строительных смесей, приезжают и туристы. Благодаря снимкам в интернете люди узнали о меловых карьерах и решили своими глазами увидеть опасные, но живописные водоемы.

При входе на сайт ОАО «Красносельск-стройматериалы» на мониторе выскакивает окошко: руководство предприятия просит жителей и гостей поселка отказаться от посещения и купания в карьерах. Но людей это не отпугивает, хоть ежегодно здесь фиксируют ЧП.

Гранд-Каньон блестит на солнце

Стоит только свернуть с трассы на Волковыск, как колеса автомобиля становятся белыми от мела. Десятки БелАЗов и МАЗов постоянно возят на предприятие полезные ископаемые. На ухабистой дороге мел просыпается из огромных кузовов и оставляет на проезжей части белые следы. Невольно возникает ощущение снега и зимних холодов — по привычке начинаешь осторожно вести машину, чтобы избежать «ледяного» заноса.

На экскурсию мы поехали с Денисом Вакановым, членом инициативной группы и координатор дестинации (места туристического посещения) «По следам шахтеров». Он один из руководителей проекта по созданию здесь рекреационной зоны: кемпингов, палаточных городков и другой инфраструктуры. 

Подъезжаем к первому карьеру и оставляем автомобиль на дороге — подъезд к берегу преграждают бетонные блоки. Сворачиваем на полевую дорогу и долго едем вдоль берега. Вид открывается будто на Гранд-Каньон. Конечно, это не то, что в американской Аризоне, но тоже весьма впечатляет: высокие насыпи, узкая, длиной в несколько километров водная поверхность, сверкающая на ярком солнце.

Денис рассказал, что в среднем глубина карьеров достигает двадцати метров. В одном из карьеров на дне даже оставили спецтехнику. Но находиться здесь действительно опасно: крутые берега достигают высоты в несколько десятков метров:

— Во время дождя земля под ногами становится скользкой, риск обрушения берегов из неукрепленного грунта возрастает, — говорит Денис.

Пикник на берегу

Вода в красносельских карьерах разная по цвету: от лазурно-голубой до темно-синей. Все зависит от химических процессов с мелом, проходящих на дне. Только через пятьдесят лет вода становится темной, когда дно зарастает илом. Всего в районе Красносельска пять карьеров, все из них зарыблены, каждый имеет свой номер и называется «линзой». Но народ по привычке дал свои названия, такие как, например, Голубое или Столбы.

Берега карьеров заросли травой и кустарником. Это привлекает туристов, которые хотят отдохнуть на природе. Приезжают даже из Минска.

Related Post

Местом массового отдыха является карьер №2. Он находится рядом с дорогой, а добраться до воды можно за несколько минут, причем тропинка на берегу пологая. На входе — запрещающие таблички, но они никого не пугают. Недалеко от воды жарят шашлык и пьют пиво несколько компаний. В воде никто не плавает, хотя глубина возле берега чуть выше колена, а спуск некрутой. Вода в карьере зеленая и мутная, поэтому ступней не видно даже на маленькой глубине. Дно ровное и твердое. Ощущение, что идешь по мокрой глине.

«Беларусьфильм» имитировал Карпаты

Красносельские карьеры стали объектом внимания кинематографистов. Здесь снимали короткометражный игровой фильм «Русский» по мотивам повести белорусского писателя Максима Горецкого. По сценарию, один из эпизодов происходит в Карпатах, но снимали его на волковысской земле.

Что ждет в будущем карьеры возле поселка, пока неизвестно. Это место могло бы стать привлекательным для туристов, однако сделать пребывание здесь гостей комфортным и безопасным пока не получается. Воплощение в жизнь идей энтузиастов зависит от масштабного финансирования, однако вкладывать деньги в отдых никто не спешит. Белорусские Мальдивы остаются дикими, но продолжают пользоваться вниманием отдыхающих.

В тему

Под Красносельском появится кемпинг и деревня каменного века

Туристская дестинация «По следам древних шахтеров» получила 15 тысяч долларов на проект по созданию в Волковысском районе кемпинга и первобытной деревни. Разместятся они возле старого месторождения — отработанного мелового карьера «линза №2».

Как рассказал представитель туристской инициативы «ЭкоТур-Рось» Роман Волчок, грантовые средства выделил проект по международному развитию (USAID) «Местное предпринимательство и экономическое развитие», реализуемый ПРООН. Международную финансовую помощь используют на создание эскизного проекта и бизнес-плана кемпинга «Белорусские Мальдивы», а также музейно-гостиничного комплекса «Деревня каменного века».

— Сейчас идут согласования через различные Министерства, чтобы определить, чем можно здесь заниматься. Ведь это водоохранная и природоохранная зоны.

В планах у инициативы создать кемпинг с площадками под палаточный городок с зонами развлечения и отдыха. Здесь появятся и места для автокемпингов, беседки и инфокиоск. В пункты проката спортивного и туристского инвентаря закупят байдарки и велосипеды. Деревня, скорее всего, будет сезонной — с весны до осени. В зоне отдыха поставят хижины, мастерскую по обработке кремня и сувенирную лавку. Здесь будут проводить мастер-классы и анимационные программы. Например, туристы смогут пострелять из лука.

Около первобытной деревни авторы проекта предлагают вырыть кремниевую шахту, чтобы показать туристам, как работали первобытные горняки. По словам собеседника, недалеко от карьера есть десятки закрытых шахт возрастом около четырех тысяч лет, в которых древние люди кирками из оленьих рогов добывали кремень. Однако сейчас они засыпаны мелом, накрыты бетонными пломбами и не представляют интереса для туристов.

Всего в проекте задействуют около десяти гектаров земли. Как говорит Роман Волчок, на анимацию в турзоне пойдут свои средства, а также придется искать инвесторов из Беларуси, Польши и Прибалтики.