Семь психологов могут остаться без работы. Они уверены, что их центр нужен абитуриентам. Недавно сотрудники написали коллективное письмо в Министерство по труду и социальной защите.
Слышим сотни «спасибо»
Центр профориентации, который находится на улице Урицкого, 1, знаком многим гродненским школьникам. Более двадцати лет сюда приходят целыми классами, самостоятельно или с родителями. Здесь узнавали о врожденных задатках и определялись с будущей профессией. В отличие от компьютерных тестов специалисты работают с детьми напрямую: изучают не только их интересы, но и темперамент, характер, отметки в школе. Сюда стекается вся информация о конкурсах и проходных баллах во все белорусские вузы.
— Однажды мама привела дочку, которая планировала поступать на медика. Но девочка — стопроцентный меланхолик, и ей будет трудно рядом с больными пациентами. Посоветовали присмотреться к фармацевтике. Другому школьнику вместо психолога предложили стать менеджером. Сейчас каждый из них успешно работает в своей сфере, — говорит начальник отдела профессионально-психологических консультаций Мария Мехина.
В центре также получали медсправку, которая нужна при поступлении в вуз. Обследовали учащихся подростковые врачи и специалисты МРЭК. Услуга особенно популярна среди ребят из глубинки: часто врачи из районов не разрешают с близорукостью поступать на экономиста, хотя эта профессия не противопоказана людям с плохим зрением.
Обращались и взрослые: кто недоволен своей работой, кому по разным поводам нужен совет психолога.
— За прошлый год провели более двадцати тысяч консультаций. Работаем в школах — разъясняем родителям и педагогам нюансы конкурса в вузы, проводим семинары для психологов, — рассказывает исполняющая обязанности директора Гродненского областного центра профессиональной ориентации молодежи Наталья Тимошко.
На консультацию отправят в школы
Согласно решению Гродненского облисполкома, центр профессиональной ориентации молодежи будет закрыт до 30 сентября. Почему же существование учреждения, которое занималось обширной работой, оказалось нецелесообразным?
Как отметил председатель комитета по труду, занятости и социальной защите Анатолий Зимновода, причина в том, что его функции дублируются в сфере образования, то есть в школах.
— На протяжении года в каждой школе ведется профориентационная работа, где задействован как классный руководитель, так и сами ученики и их родители. Кроме того, школьники посещают дни открытых дверей в вузах, ссузах и птузах, где им подробно объясняют условия поступления. При этом тест на определение будущей профессии можно пройти на базе факультета довузовской подготовки ГрГУ имени Янки Купалы, — поясняет начальник управления образования облисполкома Александр Сонгин.
В центре профориентации, наоборот, считают, что их работа уникальна.
— Психологи в школе не успевают заниматься вопросом будущей профессии учеников, так как в большей степени контролируют детей из неблагополучных семей. Отдельной ставки профориентолога в школах нет. А на факультете довузовской подготовки ГрГУ ориентируют абитуриентов поступать в свой вуз, — отмечает Наталья Тимошко.
Психологи пойдут работать воспитателями?
Между тем открытым остается вопрос, куда трудоустроить работников после закрытия центра. О конкретных местах пока не говорят.
— Учитывая квалификацию сотрудников — психологи, в основном предложим работу в сфере образования. Детально этот вопрос рассмотрим на ближайшем совещании, — объясняет начальник отдела содействия занятости населения комитета по труду, занятости и соцзащите Александр Соболь.
Уже назвали вакансии, которые на сегодня открыты: социальный педагог в строительном лицее и детском доме и педагог-организатор в яслях-саду. Такие варианты не устраивают сотрудников, которые хотят работать по специальности. Несмотря на маленькие зарплаты — чуть больше двух миллионов, им нравится нынешнее место.
Оказывается, часто в центр приходят россияне, которые гостят у родственников в Гродно. Таких центров у них нет.
— Несколько лет тому назад встретила коллегу из Москвы. Она с сожалением отметила, что центры профориентации у них закрыли, — замечает Мария Мехина.
К слову, недавно перестал работать центр профессиональной ориентации в Витебске. Пока такое же учреждение есть в Минске, но консультация там платная — 170 тысяч рублей.
Готовы приносить прибыль
Гродненский центр профориентации готов зарабатывать деньги. Однако таких предложений от комитета по труду, занятости и социальной защите не поступало.
— Центр не убыточен: в прошлом году внебюджетная деятельность принесла 18 миллионов рублей. В этом году могли бы заработать больше. Мы готовы параллельно с консультациями оказывать платные услуги: проводить развивающие игры для дошкольников, психологические консультации для семейных пар и тестирование для отбора работников на предприятия. Есть идея создать банк резюме, который упрощал бы поиск работы, — отмечает Наталья Тимошко.