Маршалок сейма Подлясского воеводства Ярослав Двожаньский выполнил свое обещание, которое дал в Гродно в марте, и открыл навигацию маломерных судов на Августовском канале.
Шлюзы в Польше отремонтировали
Небольшая флотилия из трех судов прошла от польского Августова до Немана. Путешествие доказало: теперь использовать водный путь канала можно не только на байдарках. Яхты преодолели все 22 километра с белоруской стороны и реконструированные шлюзы — с польской. В конце 2013 года завершилась модернизация шлюзов со стороны Польши, и теперь Августовский канал стал единым на всем его протяжении.
Маршалок предлагает более активно выходить с предложениями на правительственные польско-белорусские комиссии по упрощению перехода границы, сокращению времени пребывания на пограничных пунктах пропуска. В частности, предлагается сделать сезонный туристический пункт пропуска «Новая Рудавка» возле шлюза «Кужинец» не только водным, но и пешеходным, велосипедным, расширить время его действия на межсезонье. Теперь пункт пропуска открыт только с мая по октябрь.
А можно ведь пройти от Вислы до Балтики
Яхты успешно преодолели все препятствия на Августовском канале, глубина не превысила допустимые 30–50 сантиметров под килем. По словам владельца предприятия в Августове, где эти суда производят, Доминика Козловского, интересная возможность — проплыть от Вислы до Немана все 102 километра водного пути и далее до Балтийского моря. Доминик однажды уже совершил плавание по Неману до Балтики.
Между тем белорусская часть канала, несмотря на реконструкцию шлюзов, еще требует развития инфраструктуры. К примеру, не оборудованы причалы на Немане, где могли бы кроме лодок швартоваться маломерные суда. Нет в свободном доступе и лоцманской карты как самого канала, так и Немана. В этом случае туристов должно обязательно сопровождать лоцманское судно, что, понятно, делает тур дороже. Пока разница в ценовом предложении в Польше и Беларуси значительна. Например, прохождение шлюза на польской стороне — 7 злотых, а на белорусской — 100 злотых. Кроме того, в Польше на всем протяжении Августовского канала фарватер промаркирован.
— Для развития туристики на Августовском канале необходимо создать дополнительные точки притяжения: оборудованные стоянки, места отдыха — программу в комплексе, — говорит глава администрации СЭЗ «Гродноинвест» Сергей Ткаченко. — Мы предлагаем инвесторам включать в свои проекты малые формы. К примеру, причалы на Немане построят те, кто организует отдых на Немане. Уже сегодня реализуется несколько инвестиционных проектов вдоль канала — в Рынковцах, Соничах, Песчанах.
Хотите Нептун — будет вам Нептун
Потенциал белорусской части водного пути остается выше, как предложения так и спроса. По словам председателя Гродненского райисполкома Яна Василевского, в прошлом году на Августовский канал приехали более 52 тысячи туристов, это мизер. Мы ожидаем сотни тысяч туристов. Одна из возможностей – упрощенные пункты пропуска, например «Софиёво — Липщаны».
— Мы получили средства из Евросоюза и модернизировали дорогу от Софиёво до Липщан. Проезд готов, осталось оборудовать и открыть переход, — говорит Ян Василевский.
Районые власти привлекают гостей на канал и с помощью массовых мероприятии: торжественное открытие сезона в 20-х числах мая, «Августовский канал в культуре трех народов и другие». Планируют организовать регулярную выездную торговлю. А по заказу турист может обеспечить себе «любой каприз»: хотите Нептуна — будет вам Нептун, хотите гармониста, хор — приедут, споют.
Польскую делегацию на «Кужинце» встречали с почетом. Ярослав Дворжаньский преломил хлебы и станцевал с народным ансамблем. Далее было шлюзование на «Домбровке» и «Немново», посещение Коробчиц, санатория «Озерного» и неформальный ужин.
Справка «ВГ»
По данным Гродненской пограничной группы в сезонном пункте пропуска «Новая Рудавка» зарегистрировано: в 2011 — 239 физических лиц, 80 лодок; в 2012 — 364 физических лиц, 189 лодок, в 2013 году — 156 физических лиц, 86 лодок.
Читайте также:
Еще один погранпереход в Польшу может появиться под Гродно