В послевоенном Гродно «культовым» местом стал ресторан железнодорожного вокзала. Он славился отменной кухней и со второй половины 60-х годов до самых последних дней своего существования пользовался большой популярностью у гродненцев и гостей города.
В годы войны вокзал был наполовину разрушен. Пока его восстанавливали, до конца 1945 года ресторан переместили в дом №44 на улице Ожешко. Сегодня там выставочный зал и книжный магазин «Веды». А в 20-е годы на первом этаже был ресторан Ю. Шаверского.
Посиделки под витязями
После восстановления вокзала ресторан станции Гродно вернули в правое крыло здания. Для него отвели большой зал с высокими потолками, подпирали которые чугунные колонны, художественно оформленные мастерами XIX века.
В остальном же интерьер выглядел довольно скромно. Главным украшением служило большое панно на темы из истории нашего города, которое находилось на стене, отделяющей зал от служебных помещений. Центр композиции — гипсовые изображения былинных витязей в древнерусском стиле и дата основания Гродно.
Ресторан никогда не пустовал. Днем здесь обедали работники вокзала и всевозможных организаций и учреждений, находившихся поблизости. Вечером собиралась несколько иная публика — вальяжная, отдыхающая, чтобы посидеть в кругу друзей, не спеша пообщаться. Звучала фоновая музыка, воспроизводившаяся с грампластинок. Как ни странно, привычных завсегдатаев привокзальных точек общепита здесь практически не видели. Возможно, выпивающую братию сдерживало наличие комнаты милиции в коридоре, ведущем к ресторану.
По вечерам и в выходные дни здесь любили проводить время студенты педагогического и сельскохозяйственного институтов. За столиком можно было посидеть пару часов за бутылкой пива или за чашечкой кофе. Правда, натуральный кофе имелся редко, чаще злаковый.
Первоклассные блондинки
В конце 60-х — начале 70-х годов мы с приятелями часто бывали в железнодорожном ресторане. «Вечерок» обходился недорого. К тому времени кто-то из нас работал, кто-то учился и получал стипендию. Имея в кармане 5 рублей на двоих, можно было заказать 200 граммов водки, бутылку минеральной или пива, два простеньких салата и два недорогих вторых блюда. Или вполне обходиться одним пивом, что мы часто и делали.
Интересно, что посещать ресторан старались в определенные дни, когда там работала смена, где все официантки во главе с администратором, очаровательной Люсей, были блондинками. В «смену блондинок» мы чувствовали себя в ресторане как дома: первоклассное обслуживание, непринужденная обстановка. А еще мы пользовались особым доверием у этой смены. Иногда нас обслуживали «на вексель» — когда до зарплаты или стипендии оставались день или два, а деньги уже все вышли. И мы никогда не подводили.
Шницель по-гродненски
Раскроем меню ресторана за 9–10 сентября 1973 года и посмотрим, что предлагали посетителям. Чтобы понимать масштаб цен, добавим, что средняя заработная плата советского человека 40–45 лет назад была около 100 рублей в месяц.
Европейский завтрак состоял из бутерброда с рулетом копчено-запеченным, вареного яйца, школьной булки со сливочным маслом, сметаны и кофе с молоком. Посетителю все это обходилось в 70 копеек. Комплексный обед без особых изысков: щи из свежей капусты, шницель рубленый, картофельное пюре с огурцом, компот из свежих фруктов и хлеб. За всё — 71 копейка.
Меню железнодорожного ресторана. 1973 г.
Вечернее меню иное. Предлагались различные холодные блюда и закуски стоимостью от 7 копеек (за фаршированный перец) до 73 копеек (за фаршированное грибами яйцо). Из первых блюд предлагались мясная солянка — 56 копеек и куриный бульон — 40 копеек. Вторые блюда отличались большим разнообразием. Их было около полутора десятков, к примеру: бефстроганов со сложным гарниром — 67 копеек, шницель по-гродненски с гарниром — 87, голубцы с мясом — 52 копейки, котлеты рубленые — 20 копеек, оладьи картофельные с мясом — 38.
За 100 граммов водки «Экстра» следовало уплатить 1 рубль 20 копеек, за сотку коньяка — 2 рубля, сухого вина «Рислинг» — 26, портвейна «Азербайджан» — 43 копейки. Бутылка «Советского шампанского» тянула на 5 рублей 44 копейки, бутылка «Жигулевского» — 28 копеек. Кофе стоил 7 копеек, с коньяком — 57.
Из табака предлагались папиросы «Беларусь» за 30 копеек, «Любительские» — 25, «Беломорканал» — 22, сигареты «Шипка» и «Прима» — по 14 копеек. Иногда продавались болгарские сигареты «Ту-154».
В меню ресторана имелись детские блюда, несколько видов конфет — от 40 копеек до 1 рубля 46 копеек за 100 граммов.
Летом 1986 года старый железнодорожный вокзал с рестораном снесли. Вместе с ним ушли в прошлое отменная кухня здешнего ресторана, традиции и обычаи. Ресторан в новом здании вокзала не прижился и о былой популярности своего предшественника мог только мечтать. А с администратором «смены блондинок» былого железнодорожного Люсей мы иногда видимся — она такая же обаятельная и привлекательная, как и много лет назад.
Читайте также:
Машина времени: старые кафе на Советской
Машина времени: почему гродненскую пивную прозвали «У Христа за пазухой»
Из истории гродненских пивных: «пьяный угол» и «биржа»
Чайная без чая, или За что гродненцы любили полуподвальную студенческую столовку
Машина времени: как за неделю в СССР провели денежную реформу
Рождение дефицита, или Что было на столе у гродненцев в послевоенные годы
Гродно после войны: почему все машинки для стрижки в парикмахерских были неисправными
Гродно после войны: карточки на память делали трофейными фотоаппаратами
Машина времени: Как в жизни гродненцев появились телевизоры
Гродно после войны: как восстанавливали театры, кино, библиотеки и городской парк
Гродно после войны: в 1945-м в школу шли по призыву
В начале 1945-го по улицам Гродно ездило 5 легковых машин и 8 мотоциклов
Когда Гродно был зеленым. В апреле 1946-го на улицах города посадили 15 тысяч деревьев
Гродно после войны: Первыми в 44-м заработали рынки и кинотеатры