Идея создать спектакль совместно с нетеатральным художником у режиссера появилась еще 8 лет назад. На ее воплощение ушел почти год. Мы встретились с Александром Сильвановичем в мастерской театра кукол. То, что художник здесь уже часть команды, стало понятно с первых минут: весь процесс идет под его чутким присмотром.
На столе — макеты кукол Мефистофеля и Вагнера, для Фауста и его слуги в это время делали каркас туловища. Швея занималась нарядом для Маргариты. Процесс изготовления фигурки из папье-маше довольно кропотливый: над созданием одной трудятся примерно шесть человек, в том числе и сам художник. Задача сценографа сделать только эскиз, но Сильванович сам расписывает лица главных героев.
— У меня это первый опыт, поэтому приходилось долго думать, как оживить куклу: что нужно, чтобы она, к примеру, могла присесть, согнуть руки или ноги. Это такие технические моменты. Что касается образов главных героев, то, конечно, я прочел трагедию Гёте и народные немецкие сказки о докторе Фаусте. Занимался изучением костюмов и обуви того времени. Вместе с Олегом Жюгждой ходили по магазинам, выбирали ткань и фурнитуру для костюмов, — говорит Сильванович.
Мефистофель у художника получился краснолицым и в красном одеянии. Маргариту, как символ чистоты и наивности, нарядили в ярко-розовое платье с вкраплениями сиреневого и белого. Фауст — помолодевший после сделки с дьяволом ученый в лощеном наряде. Как признается художник, работая над сценографией, не ломал себя. «Здесь присутствует моя любимая цветовая гамма, сюда же перенес свои наброски из живописи», — отметил он.
Как оказалось, для спектакля «Фауст. Сны» художник создавал не только 4 основные куклы, 6 бумажных и 15 теневых. Он также работал над всеми декорациями. Постановка получилась камерной: все конструкции легкие и мобильные. При желании спектакль можно показывать не только в помещении, но и на свежем воздухе.
— Хоть я художник-монументалист, меня заинтересовал этот проект по двум причинам: во-первых — это характер Фауста, во-вторых — талант режиссера. Олег Жюгжда доверяет мне, но, конечно, последнее слово за ним, — рассказывает Александр.
Тем временем главного режиссера Гродненского театра кукол Олега Жюгжду всегда интересовал вопрос: как художник сможет вырваться из двухмерной плоскости картин в трехмерное пространство театра.
— Работа с художником «со стороны», конечно же, отличается от работы со штатным сценографом.
Театральный художник за годы практики обрастает множеством знаний. Он сразу же настроен на максимально точный поиск желаемого, в некотором роде он более предсказуем. Другое дело — художник не театральный. Он проходит через этап различных элементарных открытий, узнает, что сценично, что возможно воплотить, а что — нет. Иногда в этом «изобретении велосипеда» и получаются свежие и неожиданные решения. У него отсутствуют шоры, и свежим взглядом он провоцирует такое же открытие у режиссера и актеров, — считает Олег Жюгжда.
Такой творческий союз в театре кукол состоялся впервые. Очевидно, что это будет интересно. Насколько спектакль «Фауст. Сны» будет востребован, покажет время. Возможно, эта постановка сможет составить конкуренцию нашумевшей «Пиковой даме».
Читайте также:
Главный режиссер рассказал о самом мистическом спектакле Гродненского театра кукол
Гродненские актеры сыграли американскую историю любви