Срок чрезвычайно короткий для столь масштабного проекта на 340 гектарах земли, отведенных, согласно указу главы государства от 20 августа 2012 года, под строительство комплекса. Можно было бы усомниться в реалистичности этих планов, если бы не имя одного из самых успешных бизнесменов страны Юрия Чижа, уроженца этих мест. Руководитель группы компаний «Трайпл», вложивший средства в возведение таких знаковых объектов, как горнолыжный курорт в Силичах, решил «вернуться» на малую родину…
«Неприкасаемое» городище
Если копнуть поглубже, любой клочок белорусской земли откроет массу неожиданного и интересного. Строящийся комплекс тому подтверждение.
Местные жители рассказывают, что издревле здесь было болото. Пока в 1960-х годах не прошлась мелиорация. После этого на осушенных землях пасли колхозный скот. А в небольшом лесном массиве (говорят, это остатки Кобринской пущи) до недавнего времени росли могучие дубы, и сельчане ходили туда за грибами. Это место называют не иначе как «городище». По версии летописца Соболей и художника Анатолия Желудко, посвятившего два десятка лет изучению истории родного края, здесь было древнеславянское поселение, а еще раньше «наследили» готы. Обширные археологические раскопки до сих пор не велись, но были найдены: бронзовое колечко и веретено, стрела, бронзовый нож, фрагменты керамики и… готские фибулы (шпильки). А во время подготовительных работ по созданию туристического комплекса обнаружились остатки древнего очага с элементами глиняного изразца с узорами. Как считает старший научный сотрудник Института истории Национальной академии наук Беларуси Вадим Белевец, этот очаг, скорее всего, был внутри постройки. А значит, вокруг старинного городища действительно могло быть поселение X-XII ст. Впрочем, ученые склонны считать, что в этом месте люди жили еще в каменном веке.
Аэросъемка территории комплекса позволяет увидеть его в виде треугольника. На самой вершине этого треугольника (на краю городища) сохранилась горка. Есть основания считать, что это древнее капище, где наши предки-язычники молились своим богам. Как вариант, в связи с проектом рассматривается историческая реконструкция капища.
Во всяком случае, большая стройка городища не коснется. Предусмотренная проектом лыжероллерная трасса подходит к лесу – и поворачивает.
Здесь будут пастись зубры
Генподрядчиком по земляным работам на объекте выступает березовская ПМК-54. Работу начали с очистки и выемки грунта из озера, которое своим происхождением обязано «олимпийке» (отсюда брали песок для подсыпки дороги). Механизаторы ПМК-54 достали из искусственного водоема 200 тонн земли. Всего здесь будет не менее пяти озер. Такой каскад станет украшением комплекса, а также будет иметь практическое значение: не придется возить песок на объекты издалека.
Стороннему человеку сейчас трудно понять, что происходит на стройплощадке. Строительные работы ведутся одновременно с проектированием, и любая серьезная находка археологов или заслуживающая внимания идея авторов проекта могут повлиять на их ход. Но в вагончике для рабочих на плане прописаны основные составляющие комплекса. Здесь будет все, что предполагает типичный объект придорожного сервиса: АЗС, гостиница и ресторан, развлекательный комплекс, а также этнографический музей и музей ремесел. В натуре это будет выглядеть так: из Березы, где размещается ООО «Вариант» (одно из предприятий Юрия Чижа), привезут четыре деревянных домика под соломенной крышей, попытаются с максимальной достоверностью воссоздать быт и жизненный уклад белорусских крестьян и традиционные ремесла.
По замыслу авторов проекта, комплекс будет включать в себя левады (загоны) для лошадей, конюшню и каретный двор, сувенирные лавки, детские игровые площадки, спа-комплекс, спортивные площадки. В прудах можно будет половить или подкормить (кто как любит) рыбу. А зоопарк даст полное представление о фауне Беларуси, включая таких ее замечательных представителей, как зубры… На ферме КРС планируют получать мраморное мясо, прежде всего для собственных нужд.
340 гектаров земли позволяют разгуляться фантазии. И проектировщики свои порывы не сдерживают. Они предлагают то некое подобие Венеции, то фрагмент Парижа. Порой забывая про название комплекса:
«Наш родны кут Сабалі»
Сама деревня Соболи расположена напротив стройплощадки – по другую сторону трассы.
Обычная «неперспективная» стареющая деревня, которой 450 лет «от роду», уже до этого выделялась среди себе подобных. На въезде указатель с изображением соболя и датой первого упоминания деревни. У здания бывшего клуба – резные фигуры. В центре села беседка рядом с памятником погибшим в последнюю войну односельчанам. Но главное ее достояние – этнографический музей, вход в который бесплатный. Это обычная деревенская хата, выкупленная местным «Левитаном», как его называют, художником Анатолием Желудко, у одного из родственников. И здесь, без преувеличения, богатейшее собрание предметов крестьянского быта и различных артефактов. Все это собиралось и систематизировалось долгие годы. Все прочие «достопримечательности» деревни Соболи – тоже его рук дело. Стерегут это достояние местные мужики, страдающие одной известной слабостью (как считает Анатолий, по причине культурного вакуума). Свою миссию они осознают: «Анатолий, мы все пропили, но твое собрание не пропьем». А он им с благодарностью – не только домино и картишки в закрывшийся клуб, но и книги, и мини-галерею.
Когда стало известно о строительстве комплекса «Наш родны кут Сабалі», в деревню, где из 170 «живых» дворов осталось 50-60, потянулись ее выехавшие блудные дети из Москвы, Березы и из других мест. Цена на опустевшие дома выросла до 3 тысяч «зеленых». То ли еще будет! Анатолий Желудко уверен, что именно отсюда, с его и Юрия Чижа родины, начнется возрождение белорусской деревни.
Они со знаменитым земляком не только единомышленники и друзья, но еще и родственники – у них была общая прабабушка по фамилии Скорина. Вместе и в школу ходили, правда, в разные классы: сначала в начальную в Соболях, а позже в десятилетку в Ревятичах. В масштабном проекте по возрождению родной деревни у каждого из них своя миссия.
Аккуратный и ухоженный домик, где жила большая семья родителей Юрия Чижа, практически ничем не выделяется среди других, кроме евроокон. Здесь теперь живет вдова одного из его братьев Анна. Журналисты и заезжие люди уже проявляют к этому дому интерес.
Анатолий Желудко давно вынашивал идею создания в Соболях скансена – деревни-музея под открытым небом. Но ее время пришло только теперь. Это будет третий, завершающий этап проекта «Наш родны кут Сабалі». «Туристы, которые будут останавливаться здесь на отдых, захотят узнать, где, в какой среде они находятся, как здесь живут люди и как жили, а нам есть что показать», – говорит художник-краевед.
Желудко уже и туристический маршрут составил. И он включает в себя не только расположенный неподалеку Картезианский монастырь. В деревне Черняково есть деревянная церковь 1720 г. постройки, фольварок в Свадьбичах, действующая старая мельница на двух колесах в окрестностях, костел в Сигневичах, построенный отцом Кароля Прозора – одного из патриотов Великого княжества Литовского, немецкое кладбище в этой же деревне… В самих Соболях жители деревни стремятся, чтобы не кануло в Лету место захоронения участников восстания под руководством Кастуся Калиновского и Ромуальда Траугутта. Именно здесь, в глухих лесах у деревень Соболи, Борки и Горск, базировался повстанческий отряд и шли жестокие бои. Во время войны 1812 года в этих местах войска российского генерала Тормасова сдерживали натиск французов. Что подтверждается не только архивными данными (на месте строительства туристического комплекса найдено пушечное ядро).
…А современная история деревни Соболи, похоже, только начинается.