Теперь, чтобы попасть от переправы через Неман в княжескую резиденцию, приходилось проделать долгий путь. Вначале, после крутого подъема по уже не существующему глубокому яру рядом с сегодняшним театром, дорога шла к городским воротам. Дальше, с территории окольного города, который, вероятно, также был окружен стенами, нужно было перебираться по мосту в Нижний замок, откуда еще один мост вел уже непосредственно на Верхний замок. Но только третий, подъемный мост открывал путь на сам дединец.
Однако даже такие надежные укрепления были не в силах сдержать удар, если приходится сражаться с невидимым противником. Гродно, с момента своего основания бывший одним из главных центров христианства на этих землях, в одночасье в глазах цивилизованного мира превратился в оплот язычников. И если гродненскому каштеляну удалось отразить рыцарские рейды на свои владения, то идеологическую войну он бесспорно проиграл.
В этом смысле очень примечательным выглядит диалог, который вышел между представителями мазовецких князей и Тевтонского ордена. Дипломат крестоносцев обвинил польскую сторону в том, что те в обход прежних соглашений поддерживают связи с язычниками-литовцами. Поляки с возмущением отвергли подобные обвинения, заявив, что с язычниками дел не имели, а только принимали у себя гродненского князя Патрика. На что крестоносцы сухо ответили: «Это одно и то же!»
Однако именно в это время и появляется на территории Старого замка новый храм, который с легкой руки археологов мы называем Верхней церковью. Пускай внешне он и вышел неказистым. Крошечная, всего девять на девять метров, почти квадратная в плане, с толстыми стенами и кирпичным полом, она напоминала скорее маленькую крепость, откуда удобно дать отпор врагу и где можно найти последнее убежище страждущей спасения душе. Но именно здесь, как оказалось, и проходил главный рубеж обороны.
И вот в 1365 году тевтонским рыцарям удалось собрать в очередной крестовый поход лучших рыцарей Европы. Над Гродно нависла смертельная опасность. Шансов выстоять у князя Патрика и его дружины было немного. Но тут вдруг князь, до этого не раз с мечом в руке встречавший крестоносцев, приказывает открыть городские ворота, из которых к оторопевшим рыцарям выходит длинной вереницей процессия с крестами и хоругвями! Вместо воинственных, кровожадных язычников, которых ожидали увидеть в этой лесной глуши европейские рыцари, к ним приближался… крестный ход!
Пораженные подобным, иностранные рыцари не отказались принять набожное приветствие и, так как «не собирались воевать ни с кем иным, а только против язычников», выказав свое неудовольствие обманувшим их крестоносцам, отступили от города.
В следующий раз крестоносцы появились под стенами гродненских замков только десять лет спустя.
Борьба с крестоносцами, наверное, самый востребованный сюжет картин из истории нашего города. И все же главная победа досталась Гродно вовсе не силою оружья.