Радистка Кэт, тысяча долларов в воздухе, немецкие миллионеры, аварии в небе и жесткое приземление — фестиваль радиоуправляемых миниатюрных летательных аппаратов показал, что в Беларуси авиамодельный спорт еще жив.
В деревне Ивашковцы под Берестовицей в минувшие выходные собрались лучшие спортсмены страны. В отличие от обычных соревнований участники обменивались опытом и представляли зрителям свои умения по управлению мини-техникой без оценок жюри. Отметим, что большинство участников — это взрослые мужчины.
Организатор фестиваля Александр Внукович авиа- и судомоделизмом увлекается с детства. Сейчас возглавляет клуб «Винт» и кружок моделизма в Берестовице. Считает своим долгом вернуть этому спорту былую популярность.
Публике были представлены самые разные летательные радиоуправляемые аппараты: вертолеты для выполнения фигур высшего пилотажа, самолеты, планеры и «летающие крылья» — модели, представляющие собой большое крыло без корпуса. К некоторым были прикреплены видеокамеры. Картинка сразу передавалась на ноутбук, все данные о скорости и высоте полета обрабатывала специальная программа.
По мнению одного из участников Сергея Скоробогатова, самое главное — не упустить такие планеры из виду, иначе их можно просто не вернуть на землю. Модели управляются специальным пультом.
Одни любители авиамоделизма покупают детали будущего самолета в специальных магазинах, затем в течение нескольких часов собирают аппарат. Другие в качестве материала для фюзеляжа используют подручные средства, например пластмассовые бутылки. Тогда уходит несколько месяцев труда. Начинка состоит из электродвигателя, регулятора и приемника. «Средний» самолет для начинающих стоит от 100 до 150 долларов.
Спортсмены сменяли друг друга на летном поле и демонстрировали фигуры высшего пилотажа: бочки, мертвые петли и вращения. К сожалению, авиамоделизм не защищен от аварий. Так, во время полета у самолета отвалились крылья, фюзеляж штопором полетел вниз. Со стороны выглядят страшно: модель с большой скоростью падает на землю.
Один из самых сложных элементов — посадка. Чтобы не повредить модель, пилоту нужно как можно мягче сесть. Получается это не всегда, поэтому спортсмены подшучивают друг над другом после жесткого приземления:
— Смотри, после такой посадки у твоего экипажа будут переломы позвоночника.
Продемонстрировали и десантирование в воздухе: с модели вниз на парашюте спускалась кукла. Владелец гордо называет ее радисткой Кэт. Рассказывали историю, как на соревнованиях в Гродно ветер занес парашютистку на дерево, после чего ее искали всем миром несколько часов.
Украсили праздник выступления моделей вертолетов. Специалисты рассказали, что управлять ими сложнее всего. Минчанин Максим загорелся авиамоделизмом два года назад, когда повертел в руках детский вертолет дочки. Собрал модель и начал выступать на соревнованиях. «Сначала все смеялись над моими детскими играми, но когда я показал, какие фигуры в воздухе может выполнять аппарат, мои знакомые изменили свое мнение», — рассказывает он.
Стоимость вертолета достигает тысячи долларов, при этом аппарат может отказать в любую минуту и рухнуть на землю. Даже опытный летчик ничего не сможет сделать, если вдруг откажет электроника.
Как у них
Если в Беларуси авиамоделизм существует как интересное времяпровождение, то на Западе уже стал бизнесом. В Германии живет спортсмен, который выступает на турнирах и только на рекламе зарабатывает около миллиона долларов, размещая на своих моделях бренды магазинов запчастей.