Прокатиться по Беловежской пуще на велосипеде – вот уже несколько лет кряду не отказываю себе в этом удовольствии. Разработанные заповедником веломаршруты изучены давно и подробно. Но, с тех пор как узнал о погранпереходе «Переров», польская часть векового леса вошла в список постоянных адресов моих ежегодных пущанских «покатушек». К сожалению, эта трасса пока вообще не рекламируется национальным парком. Хотя погранпереходу «Переров» в нынешнем апреле исполнилось уже восемь лет.
«Большое путешествие»
Короче говоря, если есть желание взглянуть на пущу и с польской стороны, то велик — в машину, визу – в паспорт и вперед, к пущанскому КПП, что в Каменюках. Официального маршрута в Беловеж нет. Посему покупаете в кассе парка билет на веломаршрут «Большое путешествие», стоит всего 6600 рублей. Без квитка – никак. Остановят погранцы с контролем – проблем не оберетесь.
Велосипед можно взять и напрокат. Визуально «проинспектировав» тамошний велопарк, насчитал 45 единиц техники: 35 взрослых и десять импортных подростковых велосипедов. Час пользования взрослому обойдется в 15 000 рублей, подростку – в 10 000.
Катить по узким асфальтовым дорожкам – то еще удовольствие. Правда, расслабляться не рекомендую. Несмотря на ограничение скорости движения по заповеднику (40 км/ч), некоторые автомобили и автобусы проносятся здесь с явным превышением, да еще сигналят на полном ходу. На обочину приходится чуть ли не выпрыгивать. Понятно, что местное население ведет себя по-хозяйски, но научиться достойно терпеть гостей не мешало бы.
15 километров до погранзаставы пролетают почти незаметно. Те, кто привык пересекать границу на автомобиле, здесь испытают приятный шок. Ни очередей, ни суеты… Как будто и не граница это вовсе с Евросоюзом. Конечно, ряды колючей проволоки, распаханная нейтральная полоса – все это и здесь есть. Но само пересечение происходит просто и быстро. Кстати, у этого погранперехода международный статус. То есть при наличии виз воспользоваться его услугами могут не только белорусы и поляки.
Через границу – налегке
Все происходит почти как в сказке: приходит пограничник с большим ключом и буквально снимает с границы замок, открывая перед путешествующими «колючие» ворота. Собственно, уже на польской территории находится сам терминал. Проверка паспортов, виз. Наши ненавязчиво предупреждают, что, если на обратном пути пожелаем вывезти с собой «плазму», – отправят на «Песчатку». Как говорится, только налегке. Частота же посещений погранперехода «налегке», по словам стражей границы, раз на раз не приходится: «Иногда один человек в день проедет, иногда трое, иногда и двадцать могут накатить».
Потом следует предупреждение, что время работы погранперехода ограничено. В летний период (с 1 апреля по 30 сентября) здесь можно кататься с восьми утра до восьми вечера, в зимний (с 1 октября по 31 марта) – с 8.00 до 18.00.
От польской «стражи граничной» узнаем, что терминал на польской стороне построен на средства Евросоюза и обошелся брюссельской казне в 2,5 миллиона евро. Белорусские пограничники здесь помещения арендуют. Но совсем скоро наши перейдут уже в свой терминал. Работы по его возведению вплотную придвинулись к завершающей фазе. По словам пограничников, к концу лета-2013 должны уже и ввести в строй.
Ночлег – на польской стороне
С польской стороны все выглядит достойно. И выполнено в первую очередь под туриста. Тому подтверждение – вместительная парковка прямо под окнами терминала. Приехал на авто к границе, достал из багажника велосипед – и катайся в свое удовольствие. Ближайшая же стоянка для транспорта с нашей стороны, как уже говорилось, – в 15 километрах от этого погранперехода. Если учесть, что такую же дистанцию нужно преодолеть и по возвращении – расстояние для среднестатистического туриста получается почти предельным. Вот многие и задумываются, докрутив до сих пор: а стоит ли еще и в польскую пущу ехать…
А ехать стоит. Хотя бы ради того, чтобы побывать в уютной и гостеприимной столице заповедника – Беловеже. Главная достопримечательность – музей природы, возведенный на руинах царского дворца. От некогда величественного строения сохранились только въездная арка да хозяйственные строения. Теперь здесь «прописался» великолепный музей природы.
Улицы Беловежа пестрят вывесками, предлагающими, как выразились бы у нас, услуги агротуризма. Не желаешь останавливаться «на земле» — пожалуйста, располагайся в отеле. Так что веломаршрут с включением польской части пущи можно смело закладывать на несколько дней.
До «Перерова» – со стороны Гродно
Кстати, с недавних пор до погранперехода «Переров» можно добраться и со стороны Гродненской области. Правда, это испытание уже для «продвинутых» велолюбителей. Новая возможность появилась, когда национальный парк объявил об открытии сквозного веломаршрута Тиховоля – Каменюки. Практически это выглядит следующим образом: доезжаешь до пущанского КПП «Тиховоля», покупаешь билет на вышеназванный маршрут (стоит 30 000 рублей) и жмешь на педали. Катить до «Перерова» – примерно 30 километров.
Остается надеяться, что и эти маршруты в скором будущем войдут в список официальных предложений нашего национального парка. Тогда и статистика пересечений границы в этих местах будет не такой скромной. Пока же официальный сайт заповедника с гордостью рапортует: «почти 2000 пересечений в 2012 году». Это ж если в среднем – то и шесть человек в день не получается? Скромновато будет.
Читайте также:
Турист с веслом. Как правильно пересекать пункты пропуска на байдарках