Последний день в булочной
Закрытие последнего магазинчика-булочной в историческом центре Гродно расстроило горожан. А все потому, что владельцу, хлебокомбинату, содержать его оказалось невыгодно. Взамен предлагают покупать хлеб и сдобу в фирменной секции супермаркета неподалеку.
— Как жалко! Когда училась в музыкальной школе, всегда туда бегала на переменке, чтобы булочку купить, — пишет в комментариях Анастасия.
Почему магазин убыточен, не понимают и студенты гуманитарного колледжа, ведь по их словам, они оставляют там почти 60% своей стипендии. Постоянные покупатели в горячем хлебе (так зовут магазинчик в народе) пенсионеры, жители соседних домов, студенты, прохожие, туристы. Там действительно довольно многолюдно.
Однако, по словам гендиректора РУП «Гроднохлебпром» Анатолия Пашкевича, предприятие работает по фиксированным ценам, а если поставки на социальные объекты: школы, детские сады, больницы — расценки и вовсе минимальны. «Нам нужно зарабатывать, откуда взять средства на запланированное техперевооружение в 38 миллиардов рублей, — говорит гендиректор. — Платить за аренду небольшого магазина невыгодно. Здесь даже нельзя продавать пиво или спиртное, площадь не позволяет».
Теперь вместо «магазина у дома» покупателям придется пройти метров 300 до супермаркетов. Что будет на месте горячего хлеба, решит аукцион. В идеале, это может быть частная мини-пекарня, из тех, где горячие булочки продают даже ночью, или маленькая кондитерская, или шоколадница, о которой мечтает одна гродненская предприниматель, но все не может открыть…
У каждого свой покупатель
В деревне Гожа, вдоль трассы на Литву, сложилась интересная ситуация с торговлей — на расстоянии примерно 100-200 метров работают сразу четыре продуктовых магазина с родственным ассортиментом. Удивительно, но битвы за кассу и покупателей не случилось.
— Мы не наблюдаем снижения выручки, как ходили к нам, так и ходят, — рассказали в магазине «Продукты» местного райпо. — Мы всех знаем — и поговорим, и посоветуем.
Магазин «Перекресток» находится у трассы, на повороте на Пальницу и к карьерам. Место многолюдное, особенно летом. Отдыхающие и дачники создают очереди. Вдруг весной, буквально впритык к старому, открывается еще один продовольственный магазин с новой услугой самообслуживания.
Но и в этом случае обвала выручки не произошло. Старший продавец «Перекрестка» Наталья рассказала, что собираются даже расшириться. «Люди ведь выбирают, смотрят на цены, на ассортимент, на обслуживание. Сначала мы расстроились, но наши покупатели остались с нами», — говорит Наталья.
— Торговля – это та отрасль, развитием которой движет конкуренция, — отмечает заместитель начальника Управления торговли Гродненского облисполкома Алла Лебедева. – Может быть, более напряженно стали работать другие, небольшие, магазины, чтобы не потерять покупателя. Многие из них ориентируются на сетевиков. Например, начали активнее проводить акции и делать скидки на продукцию. При качественном обслуживании свой объем товарооборота сохранить можно.
Сетевики уже диктуют условия
Начинает прослеживаться одна не совсем привычная для белорусского общества тененция, которая стала результатом прихода крупного ретейла.
Как говорит сопредседатель союза юридических лиц «Республиканская конфедерация предпринимательства» Витор Маргелов, белорусская торговля долгое время была ориентирована прежде всего на товары, произведенные белорусскими предприятиями. И лишь потом на работу импортных иностранных поставщиков.
—Те лидеры сетевой торговли, которые наиболее активно развиваются сейчас, не ставят разницы, а зачастую ставят приоритет импорта по отношению к отечественным товарам, — отмечает Виктор Маргелов. — Можно легко увидеть, что вполне конкурентные белорусские товары, прежде всего непродовольственные, не представлены в гипермаркетах. В тех регионах, в которые приходят сетевики, уменьшается реализация товаров отечественного производства. Например, с приходом в январе 2013 года в Сморгонский район крупного сетевого игрока объем продаж отечественных кондитерских изделий уменьшился на 10%.
Бежать, чтобы оставаться на месте
Уже есть пример в Грандичах, когда крупный магазин «Родны кут» появился прямо по соседству с маленьким семейным. Торговые компании планируют дойти до каждого сельского дома. Так «Евроторг» заявил о намерениях создать всю цепочку от гипермаркета до автолавки. И такая возможность появится, в Гродненском облисполкоме дали согласие на эксперимент в одном из районов.
По словам руководителя отдела по работе с розничными сетями компании Nielsen Валентина Соколовского, всех мелких и даже средних игроков крупный ретейл не вытеснит даже в отдаленной перспективе — всегда есть возможность занять определенную нишу по ассортименту или выйти в неинтересный для крупных игроков регион. Тем не менее концентрация крупных игроков – общемировая тенденция, и Беларусь здесь не будет исключением.
«Несмотря на то что рост современной торговли очевиден (количество супер- и гипермаркетов с 2008 года выросло в несколько раз), нам ещё далеко до Прибалтики, где 4 крупнейших сети обеспечивают 80% товарооборота, — добавляет Валентин Соколовский. — При этом я бы отметил, что происходит не только усиление уже существующих сетей, но и выход новых игроков на рынок, так что лидеры должны бежать для того, чтобы оставаться на месте».
Комментарий эксперта
Татьяна Закжевская, исполнительный директор «Ассоциации розничных сетей»
Корр.: Как сегодня развивается и складывается рынок розничной торговли в Беларуси?
Рынок ретейла сейчас проходит последнюю стадию своего активного роста. Еще год-полтора, после чего рынок будет сформирован. На этом этапе развития есть ряд отличительных трендов:
1. Форматирование рынка. У игроков (как национальных сетей, так и местных операторов) появляются отличительные, уникальные особенности, в ассортименте, в ценах, в обслуживании. Магазины постепенно начинают различаться между собой и покупатель это замечает, выбирая тот магазин, который лучшим образом удовлетворяет его нужды. Это здоровый процесс, который позволяет на одном рынке работать большому количеству компаний с разными «лицами».
2. Высоко конкурентный рынок и постоянное повышение эффективности. В розничной торговли нет сложной технологической составляющей, но операционно это тяжелый бизнес. И, пожалуй, самый конкурентный рынок. Потребители от этого остаются только в плюсе, так как магазины за покупателей сражаются, уступая в цене, стараясь в ассортименте. Не все задачи в обслуживании решены, но вспомните магазины, которые были еще 5-7 лет назад. Торговля развивается невероятно быстро. Она старается.
Корр.: Означает ли приход ретейлов конец небольшим магазинам и магазинам «у дома»?
— Во-первых, надо разобраться с понятием магазин «у дома». Это название формата магазина, который означает небольшой размер, расположение в спальном районе, но этот формат никак не характеризует торговый объект по принадлежности к сети (национальной или региональной) или по принципу крупный/некрупный бизнес. Сейчас все национальные сети работают преимущественно в формате «у дома».
Во-вторых, Это самый надежный и жизнеспособный формат в продовольственной торговле, что доказывается и нашим опытом работы, и это подтверждается нынешней Европой, где в последний год идет сильный отток из гипермаркетов в меньшие форматы.
Что касается местных операторов и национальных сетей – все в руках небольших магазинов. Государство вводит ограничение для рынка продовольственного ретейла по своему размеру беспрецедентное для всего СНГ, но если местные компании будут «сидеть» и ничего не делать – им это не поможет. Мы знаем продовольственную розницу по всей Беларуси и знаем немало городов, где местный оператор (не национальная сеть) будет попадать под ограничение, потому что этот местный оператор работает эффективней и лучше в своем регионе. Все в наших руках.
Это интересно
По результатам исследования ShopperTrends 2012 «Взгляд на розничные сети глазами покупателя» за 2012 год, которое проводилось компанией Nielsen, белорусские покупатели стали немного реже ходить в гипермаркеты, немного чаще – в киоски и открытые рынки. Гораздо реже (частота посещений упала с 16 до 13 раз в месяц) покупатели стали ходить в магазины традиционной торговли, с обслуживанием через прилавок. Основной рост пришелся на супермаркеты – в среднем покупатели ходят туда 12 раз в месяц (9 в 2011 году), 26% покупателей оставляют там основную часть своих трат на продукты.
Кстати
Компания Nielsen выяснила, чем отличаются предпочтения покупателей Гродненской и Брестской областей от остальных белорусов. Оказывается, что брестчане тратят меньше денег на пиво, чем другие беларусы, а гродненцы – наоборот больше всех. Запад Беларуси пьет больше газированных напитков, зато гораздо меньше, чем остальные белорусы, тратит денег на чай и кофе. Еще одна категория, на которую жители западной Беларуси не любят тратить деньги в магазинах – это стиральные порошки.
Опрос на Советской
На пешеходной улице Советской в Гродно и Бресте мы поинтересовались у горожан: какие магазины нам нужны, крупные супермаркеты или небольшие точки недалеко от дома?
Гродно
Николай, 54 года
Екатерина, 31 год
Виталий, 33 года
Алла Владимировна, 60 лет
Брест
Наталья
Галина
Михаил
Алеся и Андрей
Читайте также:
В Гродно закрывают последнюю в центре булочную
Предприниматели на «Короне» больше не продают продукты
Угрожают ли крупные розничные сети маленьким конкурентам?
В Гродно открылся новый магазин «Евроопт»