Какая разница между ветхим и старинным? Ветхая, то есть непригодная к использованию, вещь пуста сама по себе, и поэтому из нее больше нельзя извлечь ничего. Старинный предмет, наоборот, полон прошлым до краев и в состоянии щедро одарить вас этой внутренней памятью.
Красноармейская, 11
Ведь прошлое — это вовсе не соломенные лапти, повозки с лошадьми и сортиры на улице! Другое дело, что некоторые из нас начинают понимать это, только разглядывая ценники в антикварной лавке…
Особенно нелегко рассмотреть это самое прошлое через высокую ограду с охраной на входе. Наверное, поэтому мы так мало знаем про армейские казармы в Гродно, большинство из которых уже давно отжили свой век. Сегодня даже их названия звучат удивительно: казармы Бубена и Парая, казармы Гольспер, казармы Гуревича, Орлиса и Скляровского. А ведь есть еще казенные казармы на Мостовой, Космонавтов, Белуша, Дзержинского, наконец, на том же Фолюше! Сколько судеб прошло через них, сколько драматических событий здесь происходило?
Строить казармы начали в одно время с земляными фортами в конце ХІХ века. Это обошлось военному ведомству более чем в полмиллиона царских рублей. Для сравнения, хорошие кожаные сапоги в то время можно было заказать сапожнику за 5 рублей. Изначально они назывались «новые казармы за железной дорогой» или «казармы за вокзалом», иногда — «казармы на Александровской слободке» или «Александровские». И только потом их переименовали в Вятские, по названию размещавшегося здесь 102-го пехотного Вятского полка.
Сегодня судьба этих и других связанных с военным прошлым Гродно комплексов под вопросом. Всё чаще звучат слова о необходимости их ликвидации, как не имеющих исторической ценности. К сожалению, эта часть истории Гродно всё еще остается неизвестной большинству. И пока она пишется, пока историки трудятся над статьями и магистерскими, старые казармы, солдатского братства и настоящего патриотизма, уходят в небытие, уцененные, словно старая, ветхая вещь!