— Как жить? — звучали реплики из зала, где впервые, наверное, видели такой неформат.
Многие знали друг друга. Они не скрывали, что торгуют в Польше сигаретами. И уверены, продавая гродненский Viceroy, усиливают экономику страны.
Поводом для взаимных объяснений стало постановление Совета Министров №753 от 10 июня, которое ограничило вывоз из Беларуси топлива, сигарет, бытовой техники и некоторых видов продуктов. Кроме того, теперь, если кто-то выезжает за границу чаще, чем раз в пять дней, он должен будет задекларировать «свой бензобак» и платить пошлину за провоз топлива.
Предприниматели расценивают это как ограничение их гражданского права на свободное передвижение. Также не до конца было определено, как платить пошлину и сколько можно везти солярки, поэтому несколько дней машины частых приграничных визитеров таможенники просто заворачивали домой.
В результате в воскресенье возле ПТО «Брузги» развернулся настоящий триллер с участием челноков, губернатора, силовиков, военных. Не обошлось без рукоприкладства и газовых баллончиков. В итоге, уже традиционно, пострадала… милиция. А в понедельник председатель облисполкома Семен Шапиро, первые лица региональной таможни, Гродненской пограничной группы, представитель концерна «Белнефтехим» согласились объяснить торговцам, что же все-таки происходит. Основная причина — топливо и сигареты для внутреннего рынка резиденты производят себе в убыток, и ограничения к вывозу приняты, чтобы защитить рядового потребителя.
Возле шлагбаума
Накануне утром мы отправились в «Брузги». Очереди, которая блокировала долгое время погранпереход, не было. Редкие машины с ветерком пролетали прямо под шлагбаум.
Парень на черной «Ауди» вообще не знал про новые правила.
— Еду купить колеса, шины совсем лысые, — а когда узнал, сумрачно добавил: — Братву жалко.
Тем временем начали подтягиваться иномарки попроще. Настроение у водителей мрачное. Большинство были на границе «буквально на днях» и теперь опасаются, что новый «штампик» поставит запрет еще на пять дней и теперь все равно проехать не сможешь.
— Зарплату урезали. Как на 500 тысяч детей в лагерь определить, в школу собрать? — говорит Вова. — Башмаки самые простые за 35 долларов уже не по карману, а в Польше можно купить дешевле.
— Кто-то паникует в стране, вот и происходит неизвестно что, — добавляет Валера.
Интересно, что заворачивали и тех, кто готов был заплатить пошлину. На упрощенном переходе в Поречье человек не смог проехать на работу, пришлось в «Привалках» идти в Литву … пешком.
А командировочным можно
В облисполкоме начальник Гродненской региональной таможни Василий Дементей сообщил предпринимателям, что как раз эти вопросы рассматривают сейчас в Государственном Таможенном комитете, в самое ближайшее время ситуация окончательно прояснится. А пока, если предприниматели хотят ездить чаще, можно купить билеты на поезд, автобус там, где возможно перейти пешком.
Кроме того, новый порядок вывоза автомобильного топлива не распространяется на сотрудников дипслужб, командировочных, выезжающих на лечение, международных перевозчиков, выезжающих по трудовым визам.
— Мы вам нужны, — убеждали руководство области челноки, и чиновники с ними согласились, ведь эти люди, продав солярку и сигареты, везут в страну валюту, тратят ее на строительство домов, в магазинах…
Спасатели приграничной торговли между тем готовы пострадать за правое дело. Например, они предложили покупать табачную продукцию за валюту, и председатель облисполкома Семен Шапиро согласился рассмотреть этот вопрос. Раньше такую возможность предоставляли магазины свободной торговли, но пока везде, кроме аэропорта в Минске, фришопы закрыты.
Многие согласны платить пошлину «за бензобак» или вообще ехать с пустым баком: что говорить — не соляркой единой жив человек. Осталось только определить этот минимум. Обсуждают от 10 до 20 литров, какой точно — станет известно после решения ГТК.
В целом меры останутся такими же, какими они закреплены в Постановлении №753. «Как мы решили, так и будет, — сказал Семен Шапиро и уточнил: — Такого балагана, какой устроили на границе в воскресенье, больше не допустим».
В то же время далеко не все печалятся по поводу ограничений. Граница ведь наконец-то освободилась от многочасовых очередей и беспредельщиков.
— А я спасибо хочу сказать, еду наконец-то свободно, наконец-то верну ваты, — притормозил возле нас Сергей и в кои-то веки поехал прямо к пограничному наряду.