X

Расёмон

В расследовании преступлений за несколько веков мало что изменилось. В средневековой Японии убийство вовлекло в процесс и свидетелей, и обвиняемого, и суд — и конечно, у каждого нашлась своя версия произошедшего. Из нескольких таких версий складывается почти вся лента. Рассказы чередуются с эмоциональными беседами крестьянина-очевидца, крестьянина-скептика и монаха, пытающимися воссоздать картину событий.

Сегодня речь пойдет о первом серьезном прорыве молодого тогда японского режиссера Акиры Куросавы. Позже будут эпохальные «Семь самураев», «Телохранитель» и наполовину советский «Дерсу Узала». Но творцом и величиной Куросаву можно считать именно с 1950-го.

Расёмон

(Rashomon), 1950

Режиссер — Акира Куросава

В главных ролях: Тосиро Мифунэ, Матико Кё, Масаюки Мори, Такаси Симура, Минору Чиаки, Китидзиро Уэда, Фумико Хонма, Дайскэ Като

Слоган: «The husband, the wife…or the bandit?» («Муж, жена… или разбойник?»)

В расследовании преступлений за несколько веков мало что изменилось. В средневековой Японии убийство вовлекло в процесс и свидетелей, и обвиняемого, и суд — и конечно, у каждого нашлась своя версия произошедшего. Из нескольких таких версий складывается почти вся лента. Рассказы чередуются с эмоциональными беседами крестьянина-очевидца, крестьянина-скептика и монаха, пытающимися воссоздать картину событий.

Related Post

Мастерский прием — сделать судьями зрителей. Глядя в экран, прямо в глаза притихшему наблюдателю, ухмыляясь или рыдая, персонажи мало-помалу приоткрывают завесу над случившимся, а заодно над своими характерами. Обвиняемый (безумно хорош здесь Тосиро Мифунэ, любимец Куросавы) заносчив и дерзок, но есть у него и достоинство. Изнасилованная жена убитого тиха и подавлена, однако это настоящая женщина — куда опаснее, чем кажется, особенно будучи загнанной в угол. У мертвеца, говорящего через прорицательницу, своя правда, которая для него все равно ничего не изменит.

И когда наконец на свет появляется четвертая история, вопрос истины беспокоит уже во вторую очередь. Куросава мастерски проиллюстрировал любимую аксиому доктора Хауса: «Все лгут», фактически подписав приговор бесчестному человечеству. Однако любимый прием талантливого японца — впустить ближе к финалу честную ноту гуманизма, не ставя крест на людях, а все-таки улыбаясь возможному будущему. Несмотря на страдания и противоречия, творец призывает быть оптимистом.

Считается, что именно из-за «Расёмон» премия «Оскар» обязательно выдается в числе прочего за фильмы на иностранном языке. Как не относись к «Оскару» в наши дни, надо признать, что та награда 1952 года была полностью заслуженной. Возможно, никто до Куросавы не сплетал так искусно несколько историй в одну, за полтора часа продемонстрировав всю противоречивость и многоплановость человеческой жизни.

 


Читайте также: полный список обзоров