Каким же станет лидское пиво после таких стратегических и финансовых перемен? Тем более на фоне того, что в последние годы предприятие активно наращивает производство безалкогольных напитков (кваса произвели в прошлом году наполовину больше сокосодержащих – более чем на 40 процентов).
Останется ли пиво основным в ассортименте?
– Как раз ассортимент будем уменьшать, он слишком большой, но само лидское пиво – это наша золотая карта, старейший бренд в стране, который планируем только усиливать. Такими дорогими вещами никто не разбрасывается. Будем продвигать бренд, вкладывать инвестиции.
Как же знаменитые сидры?
– Со временем познакомим белорусского потребителя и с ними. В Беларуси пока нет для них маркировки, никто не знает, что это такое, как оформлять документацию, рассчитывать налоги и прочее. А продукт как раз предлагается тем, кто сильный алкоголь не хочет, но и не очень любит пиво.
В этом году правительство поставило задачу в полтора раза увеличить производство пива в стране. Как это можно сделать на примере вашего предприятия?
– Мы можем и в два раза больше со временем выпускать, но все диктует потребитель. Пока завод работает на пределе, мы практически исчерпали свои мощности. Так что в этом году думаем прирасти примерно на 15 процентов. Новое строительство, расширение мощностей начинается… с бумажной работы. Хочешь инвестировать – пройди все формальности и строй, но должно пройти время. Это предприятие с прекрасным коллективом и в прекрасном состоянии. Здесь трудно что-то улучшать, и это действительно так, необходимо только расширять. Кроме того, моя цель – научить новым технологиям как в маркетинге, так и в производстве.
Как вы считаете, насколько целесообразно строительство в Гродно нового пивоваренного завода, тендер на покупку оборудования для него уже прошел?
– Думаю, это экономический нонсенс. По-моему, в Беларуси и так много пивоваренных заводов, со временем их должно остаться три-четыре. Так происходит во всех странах. Прибыльность пива зависит от объемов, только при массовом производстве падает цена. А новый завод будет сегодня иметь большие затраты.
Лидское пиво довольно комфортно себя чувствует в гродненском регионе, особенно в Лиде и Щучине, близких городах, где в некоторых магазинах выступает буквально «монополистом» на полках. Не исключено, что здесь задействованы и административный ресурс, и агрессивный пиар. По крайней мере именно на это жаловался журналистам в прошлом году один из столичных производителей пива…
– Агрессивный пиар?.. С моей точки зрения, на войне все меры хороши, но я сторонник того, чтобы лидское пиво просто любили в регионе, и не нужно административных ресурсов. В целом, сохраним региональную лояльность.
Как вы считаете, что значит для местной промышленности 25 процентов импортного пива в объемах продаж?
– Ненормальная ситуация, ни в одной стране мира такого нет, ну, может, в Африке где-нибудь. Нам немного не хватило времени, года-двух, для того чтобы родить мощности, создать собственные бренды, чтобы лояльность потребителей стала выше. Государство слишком поспешило закрыть рекламу для отечественного пива, пока еще не пришли деньги инвесторов. Теперь нужно вкладывать и вкладывать. Я уже говорил: если будут предприняты меры по защите рынка, белорусские производители заполнят образовавшуюся пустоту. А вообще, медаль нужно давать за сохранение национального пива и отечественного производителя.
Справка «ВГ»
Лидский пивзавод был построен в 1876 году и является почти ровесником финской компании Olvi Oyj, куоторая работает с 1878 года. Компания занимается в основном дистрибуцией и продажей пива (основные бренды Olvi и Sandels), соков и энергетических напитков марки TEHO, минеральной воды (Olvi KevytOlo и Olvi Vichy), алкогольных напитков под маркой A.Le Cod и Olvi Lonkero), безалкогольных напитков под маркой A.Le Cod и Olvi Lonkero).