Летом 1780 года король, шокированный размерами понесенных убытков, решает отстранить А. Тизенгауза от управления экономиями и передает их в руки его злейшего врага – надворного маршала Ржевуского. Тот, видимо, мало интересовался излюбленным детищем своего предшественника. Всего через месяц после отставки Тизенгауз жаловался в письме к Станиславу Августу на то, что выписанных ранее им ремесленников разогнали или заставили добровольно уйти, уменьшив им плату. Еще спустя пять лет бывший подскарбий умирает, как говорилось в документах, «от меланхолии». Один из современников, побывавший на Городнице в том же 1785 году, с горечью писал: «Уже пустыня… нет больше Городницы; иностранцы, забрав свои орудия, покидают дикую страну. Тысячи…рук просят хлеба».
«Большинство польских историков, – подводит итог
И. Гибянский, – утверждает, что причинами падения Тизенгауза являлись: интриги, зависть и темнота, не позволявшая понять и оценить его грандиозных замыслов, а причиной упадка предприятий – личные качества подскарбия, вернее, его недостатки».
Фигура Антония Тизенгауза достаточно противоречива, его деятельность оценивают по-разному. Романтически настроенные польские историки в XIX – начале XX века видели в Городнице и Кунштадте в Лососне «Новую Голландию». Еще до войны наш земляк историк Станислав Костялковский проанализировал практически все архивные материалы, связанные с жизнью и деятельностью Антония Тизенгауза. Оказавшись после войны в Лондоне, он за свой счет издал многотомную монографию, ему посвященную, в которой около двух тысяч страниц. Так как основные архивные материалы о деятельности Тизенгауза были утрачены во время Варшавского восстания, эта книга, на них основанная, является наиболее полным и объективным источником. В конце 80-х годов прошлого века уникальный белорусский архитектор-реставратор Валентин Калнин во время работы над проектом реставрации «Дома майстра» сумел добиться разрешения пользоваться материалами в закрытом (секретном) отделе библиотеки Академии наук в Вильнюсе и первый из белорусских историков ознакомился с исследованием Станислава Костялковского. Один из авторов в начале 90 годов прошлого века «дорвался» до этой книги в университетской библиотеке в Белостоке. Сначала читал ночь напролет, потом пытался делать выписки, но плюнул и при помощи профессора Юзефа Марошки сделал ксерокопию этих двух тысяч страниц. Сейчас ксерокопию монографии Станислава Костялковского можно заказать в отделе редкой книги Гродненского историко-археологического музея, прочитать и самому сделать выводы о том, каким был Антоний Тизенгауз, что за мануфактуры были на Городнице и в Лососна.
Для любителей искать в истории «следы и заговоры» можем предложить «масонский след» в деятельности Антония Тизенгауза. Все действующие лица, причастные к возникновению Городницы, входили в гродненскую масонскую ложу под руководством мастера Бекю. У масонов все покрыто тайной, так что, возможно, не все мотивы, подвигнувшие Антония Тизенгауза к созданию Городницы, лежат на поверхности.
Один из авторов, которому очень долго и, видимо, успешно вбивали марксистский подход к истории, считает, что «Проект Городница» изначально был обречен на провал. В раздираемой магнатским соперничеством Речи Посполитой, при ее общем экономическом упадке, в момент, когда над ней нависла угроза окончательного раздела между сверхдержавами – Австрией, Россией и Пруссией, подобные, пусть и очень разумные инициативы не имели шансов.
«Большинство польских историков, – подводит итог
И. Гибянский, – утверждает, что причинами падения Тизенгауза являлись: интриги, зависть и темнота, не позволявшая понять и оценить его грандиозных замыслов, а причиной упадка предприятий – личные качества подскарбия, вернее, его недостатки».
Фигура Антония Тизенгауза достаточно противоречива, его деятельность оценивают по-разному. Романтически настроенные польские историки в XIX – начале XX века видели в Городнице и Кунштадте в Лососне «Новую Голландию». Еще до войны наш земляк историк Станислав Костялковский проанализировал практически все архивные материалы, связанные с жизнью и деятельностью Антония Тизенгауза. Оказавшись после войны в Лондоне, он за свой счет издал многотомную монографию, ему посвященную, в которой около двух тысяч страниц. Так как основные архивные материалы о деятельности Тизенгауза были утрачены во время Варшавского восстания, эта книга, на них основанная, является наиболее полным и объективным источником. В конце 80-х годов прошлого века уникальный белорусский архитектор-реставратор Валентин Калнин во время работы над проектом реставрации «Дома майстра» сумел добиться разрешения пользоваться материалами в закрытом (секретном) отделе библиотеки Академии наук в Вильнюсе и первый из белорусских историков ознакомился с исследованием Станислава Костялковского. Один из авторов в начале 90 годов прошлого века «дорвался» до этой книги в университетской библиотеке в Белостоке. Сначала читал ночь напролет, потом пытался делать выписки, но плюнул и при помощи профессора Юзефа Марошки сделал ксерокопию этих двух тысяч страниц. Сейчас ксерокопию монографии Станислава Костялковского можно заказать в отделе редкой книги Гродненского историко-археологического музея, прочитать и самому сделать выводы о том, каким был Антоний Тизенгауз, что за мануфактуры были на Городнице и в Лососна.
Для любителей искать в истории «следы и заговоры» можем предложить «масонский след» в деятельности Антония Тизенгауза. Все действующие лица, причастные к возникновению Городницы, входили в гродненскую масонскую ложу под руководством мастера Бекю. У масонов все покрыто тайной, так что, возможно, не все мотивы, подвигнувшие Антония Тизенгауза к созданию Городницы, лежат на поверхности.
Один из авторов, которому очень долго и, видимо, успешно вбивали марксистский подход к истории, считает, что «Проект Городница» изначально был обречен на провал. В раздираемой магнатским соперничеством Речи Посполитой, при ее общем экономическом упадке, в момент, когда над ней нависла угроза окончательного раздела между сверхдержавами – Австрией, Россией и Пруссией, подобные, пусть и очень разумные инициативы не имели шансов.