X

Господин декоратор

«Русские сезоны» гродненского художника Льва Бакста в ПарижеОформитель и иллюстратор книг, живописец-портретист и пейзажист, проектировщик мебели и интерьеров, он, однако, вошел в историю искусства прежде всего как великолепный театральный художник. Александр ЛЕВКЕВИЧ
Лев Бакст родился в Гродно 9 мая 1866 года, но его жизненный и творческий путь был связан с Петербургом и Парижем. Мировую известность нашему земляку принесли «Русские сезоны».

Осенний салон
Пропаганда Дягилевым русского искусства за границей началась с организации художественных выставок в Париже, Берлине, Монте-Карло и Венеции (1906–07гг.). В оформлении парижской и берлинской выставок, проявив отменный вкус, участвовал Бакст. Он вошел в состав Осеннего салона – престижной французской организации, членство в которой позволило ему проводить собственные выставки без разрешения специального жюри. Это уже было признание таланта Льва Самойловича на Западе. В 1908 году французы пошли еще дальше, удостоив его своей наивысшей награды – ордена Почетного легиона. Следует отметить, что и в России Бакст являлся известным мастером, прежде всего в портретной живописи. На протяжении нескольких лет художник преподавал в частной художественной школе в Петербурге. Имя одного из его учеников заслуживает внимания – Марк Шагал!
Следующим этапом стала организация симфонических концертов, а также постановка оперы Мусоргского «Борис Годунов» с Шаляпиным в главной роли. Успех превзошел все ожидания. Однако это была лишь прелюдия к блестящей балетной антрепризе Дягилева. Он приглашает лучших исполнителей Мариинского и Большого театров – Павлову, Кшесинскую, Карсавину, Нижинского, а в качестве главного хореографа – Михаила Фокина, с именем которого связаны возрождение и расцвет русского балета. В феврале 1907 года состоится его встреча с Бакстом, и начнется многолетняя совместная работа. Балет «Клеопатра», поставленный в Париже в 1909 году, принес Льву Самойловичу славу, которой до него не знал ни один декоратор.

Законодатель мод
В 1910 году Фокин и Бакст осуществили постановку балета «Шахерезада». Успех был потрясающим: едва взвился занавес, как разразилась буря аплодисментов. Роскошные, убранные со сказочным богатством покои султанского гарема являли собой ослепительное зрелище. «Париж очаровало это пряное, яркое, раздушенное ароматами Востока творчество Бакста», – сообщала одна из газет. Эскизы к постановке были экспонированы в Лувре и в первый же день распроданы. Популярность Бакста была огромной, ему подражали французские художники. Неожиданно для себя Лев Самойлович стал законодателем парижских мод: самые фешенебельные фирмы делали модели дамских туалетов в стиле его костюмов.
Третий «Русский сезон» явился вершиной деятельности дягилевской труппы.  С именем Бакста, ставшего художественным директором «Русского балета Дягилева», связаны две постановки – «Видение розы» и «Нарцисс». Этими балетами восторгались Париж, Рим и Лондон. «Леон Бакст пристрастил нас к смелым цветам. Он заставил наш глаз принимать самые дерзкие противопоставления», – писал     художник де Сежо. А сам Бакст заявлял следующее: «В школе нам всегда запрещали соединять цвета, которые образуются один из другого». «Школа» – это  петербургская Академия художеств, которую Бакст не окончил из-за конфликта с преподавателями.  
В России художник бывал редко. Он знал, что горячего приема в его честь не будет. Ощутимый удар по самолюбию Льва Самойловича был нанесен в конце 1912 года, когда ему, как еврею, не имеющему вида на жительство в Петербурге, приказали покинуть столицу в 24 часа. В его защиту выступили многие деятели русской культуры, но реально помогло вмешательство министра иностранных дел Сазонова – право проживания продлили до двух недель.

Related Post

«Хотел бы, чтобы все отстали от меня…»
Выступления русской труппы на протяжении первых трех лет сопровождались неизменным триумфом. 1912 год явился для нее критическим – успех стал перемежаться с неудачами. В коллектив пригласили работать иностранцев. Работать приходилось в совершенно ненормальных условиях: Бакст жил в Париже, штаб-квартира труппы находилась в Монте-Карло, а выступала она в различных городах Европы и Америки. Из письма художника жене: «Мне все немного надоело и опостылело. Хотел бы, чтобы все отстали от меня и дали месяца три-четыре совсем окунуться в полную тишину и однообразие. Хочу писать этюды, спать по 10 часов в день и никуда не торопиться!»
В последние годы жизни Бакст по-прежнему много работает – театр, заказные портреты, лекции, литературная деятельность. Он строит новые планы, но… Летом 1924 года во время репетиции спектакля художник почувствовал себя плохо, и его отвезли в больницу. Судьба отмерит ему еще пять месяцев жизни. В канун Нового, 1925 года Льва Бакста хоронил весь художественный и театральный Париж. В последний путь мастера провожали с воинскими почестями: по установленной во Франции традиции так поступают с людьми, награжденными орденом Почетного легиона. Одна из парижских улиц носит имя нашего земляка.