«Радиоактивный» курьёз: минеральная вода из радиоактивного источника и история генерала, который развлекал императора анекдотами
В начале ХХ века одним из приближённых императора, чьё имя стало нарицательным в военные годы, стал генерал-майор свиты его императорского величества Владимир Николаевич Воейков.
Развлекал Николая II анекдотами
Как отмечали сослуживцы, Воейков, не проявляя большого рвения к исполнению служебных обязанностей, будучи недалёким и легкомысленным в государственных делах, показал особенный талант в извлечении личных выгод из высоких должностей, которые он занимал, и прослыл перворазрядным коммерческим дельцом. Сын генерала от кавалерии и обер-камергера Николая Воейкова и княжны Варвары Долгоруковой, Владимир Николаевич сумел жениться на дочери министра императорского двора барона В. Б. Фредерикса, считался интриганом и быстро продвигался по службе, а к концу 1913 года стал дворцовым комендантом, занимая этот пост вплоть до Февральской революции 1917 года. С началом Первой мировой войны он сопровождал Николая II в поездках по фронтам, развлекая его, по воспоминаниям очевидцев, свежими анекдотами.
Апофеозом коммерческой деятельности генерала Воейкова, нанёсшей значительный вред престижу государства в целом и военной службы в частности, стала торговля минеральной водой «Кувака» из его личного имения, которая в самые короткие сроки приобрела всероссийский масштаб, вышла за пределы страны и стала причиной грандиозного скандала в Государственной думе.
Минералка местного розлива
В 1913 году Владимир Воейков, владелец села Кувака (сейчас город Каменка в Пензенской области), построил в своём имении завод для разлива столовой воды, получившей название «Кувака». Пользуясь своим влиянием, предприимчивый генерал быстро наводнил этим товаром страну. Он добился обеспечения всех пассажирских железнодорожных перевозок России только кувакинской питьевой водой. Эту минералку хорошо знали в Гродно. С началом Первой мировой войны «Кувака» поставлялась войскам на фронт, в том числе и в Гродненскую крепость.
Из уст в уста передавалась занимательная история продвижения воейковского бренда в Париже. Генерал, забросив служебные дела, лично прибыл в столицу Франции и прошёлся по престижным ресторанам. Заказывая дорогостоящие обеды на несколько десятков персон, он отменял банкеты под предлогом отсутствия в меню «Куваки». Обманутые французские торговцы бросились искать эту русскую минеральную воду, а на железнодорожном вокзале уже стоял вагон с товаром, который тут же расходился по довольно большей цене.
По всей стране ходили слухи, что проходимец Воейков за государственный счёт провёл железнодорожную ветку к своему имению, где находился источник минеральной воды. Генерал дошёл до того, что планировал открыть в своих владениях курорт мирового значения, но его грандиозным планам помешала революция. Всё обернулось тем, что в советское время в Кувакинском дворце принудительно лечили от алкоголизма.
Генерал от кувакерии
В ноябре 1916 года депутат Владимир Пуришкевич в своей разгромной антиправительственной речи в стенах Государственной думы, несмотря на то что он был сам махровым монархистом и черносотенцем, остроумно обозвал дворцового коменданта Воейкова «генералом от кувакерии», и это наименование очень быстро стало именем нарицательным для всех «мандаринов» старого режима, защищавших личные хозяйственные и коммерческие интересы в ущерб интересам государства.
«Я не хочу останавливаться на мелких фактах подобного рода, на деятельности лиц, которые в минуту скорби своего Отечества позволяют себе прибегать к личным выгодам, — красноречиво обрисовал истинное положение дел с высокой трибуны Пуришкевич. — Я выберу бобра, одного человека, занимающего крупное общественное положение, и громко, на всю Россию назову его впервые здесь, дабы не было впредь повадно делать то, что делается. В России есть генералы от инфантерии, доблестно сражающиеся на фронте, генералы от артиллерии, георгиевские кавалеры; но у нас есть ещё в тылу один генерал, генерал от кувакерии, Владимир Николаевич Воейков. И вот, господа, бог с ней, «Кувакой», скажите мне: в тот момент, когда в Российской империи дорога каждая пара рельсов, когда необходимо проведение железных дорог стратегического характера, чем вы объясните, что из имения Воейкова проведена стратегическая дорога, вероятно, в его собственный карман, для вывоза этой самой «Куваки»? Я вам скажу, что в минуту нашего отступления с Варшавского фронта, когда всё было запружено беженцами, я собственными глазами видел целый ряд вагонов, где было написано «Кувака». Хлеба, керосина, масла нельзя было достать, но Кувака безнаказанно проезжала повсюду и доставлялась в места, где местное население голодало… Возмутителен факт ходатайства о проведении железной дороги от Куваки, но ещё возмутительнее то, что он потребовал, испросил и получил ссуду на эту линию почти в один миллион рублей из министерства путей сообщения…»
Обидную кличку «генерала от кувакерии» использовали многие сослуживцы и современники Владимира Николаевича в рассказах о нём, обессмертив эту историю в воспоминаниях и литературных произведениях.
Наилучшая вода из… радиоактивных источников
После революции генерал Воейков был арестован, но вскоре отпущен и эмигрировал за границу, где и умер в 1940-е годы, оставив после себя книгу мемуаров «С Царём и без Царя». Народ в дни беспорядков выражал недовольство навязчивой рекламой «Куваки» и дискредитировавшей себя личностью её владельца погромом магазинов, где продавалась эта минеральная вода.
По воспоминаниям очевидца, однажды солдаты, матросы и рабочие вытащили из такой торговой точки рекламный щит с изображением самого Воейкова в натуральную величину в гусарской форме и расстреляли плакат, предварительно поставив его у фонарного столба. Впрочем, бутылки от этой минеральной воды имели форму, очень удобную для забрасывания ими казаков и полиции.
Интересен образец рекламы «Куваки», которой до революции пестрели периодические издания во всех уголках империи. «Кувака» предлагалась потребителям как наилучшая русская натуральная углекислая столовая вода из… радиоактивных источников. Да, да, именно радиоактивность преподносилась как особая ценность. По тем временам, когда термин «радиоактивность» был на слуху и символизировал одно из самых современных и передовых открытий науки, но сущность явления мало кто понимал, модным словом заманивался покупатель. Любопытно, что в советском художественном фильме «Агония», снятом в 1974 году, было показано, как минеральная вода «Кувака» черпалась из источника работником в противогазе и выглядела малопригодной для питья. Этот сюжет был явно навеян «радиоактивной» рекламой. Впрочем, по мнению специалистов, эта вода на самом деле была хорошего качества, в связи с чем она вновь добывается в наше время.