Танцы с тюленем и удача как патология: в драмтеатре сыграли премьеру «Вдовы, коротышки, тюленя и других»

Лирическую комедию по пьесе русской драматургессы Керен Климовски представили 22 марта.

Керен Климовски можно смело называть гражданином мира: родившаяся в Москве, репатриировавшаяся в Израиль, с седьмого по двенадцатый класс она жила в Минске, а потом в Санкт-Петербурге. Позже одновременно закончила два факультета в США, а теперь живёт и работает в Швеции. Именно эта связь с культурами многих стран побудила режиссёра-постановщика гродненского драмтеатра Геннадия Мушперта обратиться к её творчеству.

— Из всего написанного Климовски именно эта пьеса представилась мне наиболее вероятной в нашем театре. Что у человека внутри, то выходит у него на листе бумаги, затем на сцене. Внутри Климовски всё хорошо и благородно, — делился мнением Геннадий Мушперт. — Я верю в чудесные человеческие чувства, а эта пьеса про трёх замечательных людей, их редкое и чудесное становление.

Действие «Вдовы, коротышки, тюленя и других» соткано из трёх новелл о любви. Трое разных, непохожих друг на друга героев, роли которых достались Оксане Пликус, Игорю Уланову и Татьяне Вилимович, становятся ответчиками на суде. Но вершитель их судеб в исполнении Александра Кологрива является, скорее антисудьёй. Вынужденный принимать судьбоносные решения, он не может осуждать героев, и вместо обвинительных доводов слышит за каждым человеком собственную мелодию. Вместе с оказавшимися на скамье подсудимых он проходит проверку собственной совестью и ищет ответ на философский вопрос: что же такое любовь?

Для вдовы из первой новеллы самое сильное человеческое чувство сконцентрировалось в выполнении обещания, данному мужу, пусть и посмертно. Перед зрителями разворачивается простая история её жизни, наполненной разными событиями, но неизменно счастливой до тех пор, пока рядом был её Коротышка. Дамские капризы, споры с супругом о росте, мечты уплыть на старости лет в большое путешествие и песни Коротышки, которые он исполнял любимой на скамейке в парке — именно на неё приходит тоскующая женщина, чтобы поговорить с призраком супруга обо всём на свете.

Эти свидания не могут прекратить ни снос парка и строительство ресторана, ни бедность, ни коcые взгляды окружающих: вдова вычисляет, какой столик стоит на месте их с Коротышкой скамейки, отдаёт половину пенсии на ежедневный кофе и мужественно воюет с официантом, который пытается пресечь её разговоры с пустым стулом. Вдова становится лишней для всех — охранник выбрасывает её из ресторана, словно мусор. Но разве любовь могут сломить унижение и смирительная рубашка, если её не сломила даже смерть?

— Я играю про свою маму: про одну из сотен тысяч женщин, которые пронесли своё чувство через всю жизнь и сохранили верность своей половинке, — призналась исполнительница роли вдовы Оксана Пликус.

Смерть отбирает любимую и у героя второй истории — охранника цирка. Герой уверен: его самыми счастливыми мгновениями было время в «Отряде спасения улиток» — задумчивый мальчик часами ловил беззащитных животных на дороге, чтобы они не попали под подошвы прохожих. А рядом с ним всегда была верная помощница Лягушка — девочка, которая была для него красивой, несмотря на все издёвки сверстников. Их разлучают, и новая встреча произойдёт через много лет: повзрослевший мальчик стал охранником в цирке, а его Лягушка — дрессировщицей, не чающей души в артистичном тюлене. Их счастье запоздало не только потому, что у охранника и Лягушки уже есть семьи: дрессировщица умирает от тяжёлой болезни. Охранник и тюлень вдвоём переживают своё горе, которое усугубляет директор цирка: любимца Лягушки хотят усыпить из-за потери интереса к жизни. Но охранник будет защищать его ценой своей — только так он чувствует, что делает нечто настоящее, компенсирующее всю его пустую жизнь.

— Мне безумно нравится мой герой. Если бы обстоятельства жизни этого человека были другими, не было бы прекрасной истории, сводящей с ума своей искренностью. Любить, так любить, воевать, так воевать, — уверен «охранник» Игорь Уланов.

Геннадий Мушперт признавался журналистам, что не рассчитывает на понимание третьей истории, но по реакции зала было понятно — зрители вместе с судьёй расслышали прекрасную мелодию за делом третьей героини. Домохозяйку, имеющую свой дом, счастливый брак и патологическую удачу, легко обвинить в пресыщенности благами. Но за истерикой женщины, которой всё в жизни досталось легко, кроется страх, что за счастье каждого дня придётся расплатиться сторицей горя. Издёрганная нарастающей паникой, она решается на крайние меры, не понимая, что судьба дарит ей счастье за огромную любовь к миру — домохозяйка умеет искренне любить всё вокруг: от супруга и детей до чашки утреннего кофе и закатного света.

Кроме сильной актёрской игры, спектакль наполнен рядом интересных деталей, которые хочется рассматривать по отдельности: пьеса подкупает изящной условностью, то и дело «опрокидывающей» происходящее на сцене в зал, где начинает твориться индивидуальный самосуд. Легко узнать себя за героями, не имеющими имён, за их индивидуальными и одновременно общечеловеческими проблемами, за метаниями судьи, для которого ненавистное дело и истинное предназначение сливаются в один удар молотка по подставке.

По мнению режиссёра и труппы, вместе с героями своё испытание выдержит весь зрительный зал: пьеса должна помочь отыскать каждому свою собственную «мелодию», даже если она затёрта шумом внешних обстоятельств. Но это чуть позже. А пока из зала с опустившимся занавесом любой уносит в душе оптимистичный финал и песню Коротышки, рефреном звучавшую в постановке — «Как мир этот хорош…»

«Вдова, коротышка, тюлень и другие» точно попадёт в число любимых спектаклей гродненских театралов, на которые ходят не один раз, желая поделиться им как открытием с друзьями и родными. Тех, кто не успел на премьеру, приглашают на показы 28 и 29 марта.