Коложу ждут противоаварийные работы — в церкви XII века могут построить стенку из газосиликатных блоков

Власти и архитекторы вновь всерьёз заговорили о работах в Коложской церкви. Один из вариантов — разобрать деревянную стену со стороны Немана и вместо неё построить новую, собранную из газосиликатных блоков. Окончательное решение ещё не принято, но сторонников такого предложения немало. 

Пока же специалисты спорят, что лучше — блоки или дерево, и задаются вопросом, как грядущие работы скажутся на шансах Коложи получить статус объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Не реставрация и не реконструкция, а противоаварийные работы

— Мы не восстанавливаем, не реконструируем, не реставрируем, а проводим противоаварийные работы и, возможно, частичную консервацию. Клич «Восстановим Коложу вместе», брошенный в 2010 году, был неправильным. Надо было назвать: «Сохраним Коложу вместе». Главная задача — сохранить и не навредить, — говорит руководитель проекта Коложской церкви заместитель председателя облисполкома Владимир Дешко.

Работы в Коложской церкви могут начаться уже в этом году. Обсуждения идут на уровне области с приглашением сотрудников Минкультуры. Единственная разница в том, что если в 2010–2011 годах речь шла о реставрации и реконструкции, то теперь это называют «противоаварийными работами». Именно это понятие звучало из уст участников совещания, на котором удалось побывать журналисту «Вечёрки».

Деньги готовы дать из Президентского фонда

Очередной повод для беспокойства появился, когда в этом году институт «Гродногражданпроект» вскрыл деревянную стену во всю толщину.

Подтвердилось, что она в очень плохом состоянии: много сгнивших или повреждённых насекомыми участков, фундамент есть не везде. Древесина продолжит разрушаться, а стена — оседать. Значит, с ней надо срочно что-то делать.

Важно, что на объект готовы выделить деньги из Президентского фонда по поддержке культуры и искусства — 200 тысяч рублей. Туда с заявкой обратились из управления идеологической работы, культуры и по делам молодёжи Гродненского облисполкома. Предположительно, заказчиком выступит УКС облисполкома, проектировать будет институт «Гродногражданпроект», выполнять — Гродножилстрой. Завершить работы рассчитывают уже в 2017 году.

Кто за газосиликат, а кто — за дерево?

За газосиликат высказались Владимир Дешко, главный инженер и главный архитектор института «Гродногражданпроект» Рышард Кацынель и Александр Захарчук, заместитель председателя комитета по строительству и архитектуре облисполкома Евгений Садоха. Главные доводы: блочная конструкция — устойчивая, лёгкая, тёплая, долговечная и недорогая.

Некоторые архитекторы, присутствующие на совещании, были согласны одновременно на противоположные варианты. Звучало мнение, что деревянная стена привычнее и психологически ближе. В противовес говорили, что деревянные доски ассоциируются с «сараем в деревне». Была точка зрения, что тёмные доски мешают восприятию старинной части церкви.

За «деревянный» вариант — всего несколько голосов. Архитектор Александр Штен предложил седлать деревянную стену, «не бутафорию», то есть без газосиликата внутри. Причём он предлагает включить гений инженерной мысли и создать подчёркнуто современный шедевр. Он считает, что простые горожане воспримут вариант со штукатуркой как «провинциальное убожество» и «халтурное восстановление», мол, не хватило квалификации.

Рышард Кацынель отметил, что деревянная стена в полтора раза легче, чем газосиликат. Будет весить примерно 2 тонны, из блоков — 3 тонны.

Начальник управления культуры облисполкома Александр Версоцкий, главный архитектор проекта Елена Счастная, архитектор Борис Шмыга высказались за дерево.

— Стену нужно заменять из материалов, максимально приближенных к существующим, чтобы Коложа могла претендовать на внесение в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО, — настаивал Александр Версоцкий.

Деревянная стенка выйдет дороже блочной

Что делать с жемчужиной белорусской архитектуры, кажется, не знает никто. Специалисты сходятся во мнении, что реставрировать памятник ещё рано. Неизвестно, как выглядела церковь, непонятно, в каком виде её восстанавливать: XII века, с деревянной стеной после обрушения в Неман или в совершенно новом, современном виде, но опять же — в каком? Да и денег на реставрацию нет.

Обсуждается три варианта замены временной деревянной стены: 1) из дерева — клеёного бруса, 2) из газосиликатных блоков, обшитых деревом, 3) из газосиликатных блоков, отделанных штукатуркой.

Директор института «Гродногражданпроект» Вячеслав Тарасевич на одном из очередных совещаний по этому вопросу озвучил примерные затраты на разные варианты. На деревянный потребуется около 300 тысяч рублей, газосиликат с деревянной обшивкой — 200 тысяч, газосиликат со штукатуркой — 150 тысяч.

Крышу приподнимут и утеплят

Некоторые работы затронут крышу. Рышард Кацынель сообщил, что их обследования не подтвердили результаты учёных БНТУ, полученные несколько лет назад. В институте считают, что кровля, которую меняли 15 лет назад, сохранилась достаточно хорошо. Поэтому планируют заменить только повреждённые элементы, добавить дополнительные стропила, приподнять осевшую крышу, утеплить чердачное перекрытие. Планы по поводу крыши не вызывает споров, рассматривается только такой вариант. Вернуться к ней рассчитывают, когда появятся дополнительные средства. Тогда оцинкованную сталь заменят на медь.

В тему

Что скажет о силикатных блоках ЮНЕСКО?

Сейчас Коложа — это историко-культурная ценность Беларуси «нулевой», то есть высшей, категории. Она претендует на то, чтобы находиться в Списке объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Но останется ли такая возможность, если у древней церкви появится стенка из газосиликатных блоков? Чёткий ответ на этот вопрос пока не смог дать никто из присутствующих на совещании.

Представитель Министерства культуры Светлана Краюшкина на одном из рабочих совещаний отметила:

— Методически правильным будет применение материалов, которые уже имеются. Если это брус, брать его на исследование. Минкультуры допускает ремонт и замену элементов стены. Если применить газосиликат, будет минус объекту.

Во-вторых, замену позиционируют как противоаварийные работы. Но рассчитывают, что «временная» стена должна простоять десятки лет. На это противоречие обратил внимание архитектор Святослав Шейко, который долгое время был научным руководителем многих объектов в историческом центре Гродно:

— Если мы говорим, не про реконструкцию, а про противоаварийные работы, то все элементы должны носить элемент временности. А штукатурка — это основательный элемент.

Окончательное решение будет принимать Министерство культуры с учетом того, что церковь находится в предварительном Списке объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

 «Газосиликатный проект» уже пытались воплотить

Разговоры о восстановлении Коложи идут с 1853 года, когда половина храма во время наводнения обрушилась в Нёман. Тогда вместо недостающей части поставили временную деревянную стену. Однако до серьёзной реставрации за полтора столетия дело так и не дошло.

Периодически с 2006 года звучали обещания о выделении средств на восстановление. В 2010 году стартовала народная акция «Восстановим Коложу вместе». На благотворительный счёт тогда поступило почти 6,4 млрд рублей (старыми деньгами). Проект со стеной из газосиликатных блоков чуть не реализовали. Однако в последний момент бывший губернатор Семён Шапиро предложил не торопиться, чтобы не навредить уникальному памятнику.

Вскоре рядом со старым храмом появился церковно-приходской комплекс Коложской церкви, в который планировалось перенести церковную утварь и проводить богослужения на время работ в старом храме. Известно, что пожертвования горожан составили всего около 5% от всех средств, потраченных на строительство. Остальное проспонсировал один из банков.

Вновь о восстановлении Коложи заговорили в 2015 году. По приглашению настоятеля церкви учёные белорусских университетов провели обследования здания и холма под ним и нашли ряд проблемных моментов. Затем в церкви провели две международные конференции в поисках путей спасения церкви.

Справка «ВГ»

Борисоглебская церковь на Коложе была построена в XII веке. Она стала одним из первых кирпичных храмов на восточнославянских землях. Среди отличительных особенностей церкви можно назвать плинфу — тонкий прочный кирпич, из которого возведены стены, а также цветную майоликовую плитку и обтесанные камни-валуны, украшающие стены снаружи. Изюминкой стало большое количество сосудов-голосников в стенах, которые выглядят как круглые окошки и создают хорошую акустику.