С января в магазинах появятся честные ценники — экономить станет проще?

Через полтора месяца на ценниках станут писать две цены. Первая — стоимость единицы товара: пачки творога, гречки, бутылки молока или сока. Вторая — цена за килограмм или литр. Теперь покупателю будет проще разобраться, что дешевле — 700 граммов риса за 99 копеек или 900 граммов риса за 1 рубль 9 копеек.

«Я думала, что там всегда литр»

— Ну как, сколько? Литр, конечно, — говорит Елена, которой нужно купить бутылку молока. — Нет, 950 миллилитров. Я в этикетки не всматриваюсь, думала, что там всегда литр. Поэтому надо указывать цену за круглую меру. Для людей это важно.

На полке в большинстве упаковок с молоком литра нет. В бутылках и пакетах 950, 900 или 850 миллилитров. В пачках с крупами, которые покупатель по привычке считает килограммовыми, — 400, 500, 700 или 900 граммов товара. В ценниках указан настоящий объем или вес, но многие не обращают на это внимания.

Для производителей уменьшение веса и объема — это один из способов угодить покупателю и сохранить «приятную» цену. С другой стороны, тот, кто экономит, не сможет без калькулятора определить, какая пачка сметаны или гречки дешевле.

Как рассказали в управлении торговли и услуг Гродненского облисполкома, подобная тактика производителя закон не нарушает.

Хитрый маркетинг

Идею указывать еще цену за литр или кило, а для продуктов вроде мороженого и сухофруктов — за 100 граммов подали обычные граждане. В конце сентября появилось открытое письмо, под которым подписалось около 2000 человек.

— Люди привыкли думать «если бутылка, то литровая, если пакет, то килограммовый», — рассказал председатель Гродненской городской организации защиты потребителей Вадим Рыжкевич. — Производители используют хитрые маркетинговые уловки, рассчитанные на покупателей старшего поколения, или на тех, кто не привык присматриваться к этикеткам. Поэтому условие указывать цену за эталонную величину в полной мере соответствует интересам потребителя.

Министерство: цену за кило нужно сделать обязательной

Заместитель министра торговли Ирина Наркевич сообщила, что с января 2017 года все магазины получат рекомендации по размещению дополнительной информации на ценнике. Так будет легче сравнивать цену одноименного товара, если на полке стоят упаковки по 500 или 850 граммов. Кроме того, в конце года в парламент поступит проект поправок в Закон «О защите прав потребителей», где содержится предложение обязательно указывать цену за кило или литр, добавила замминистра.

Есть вопросы с магазинами

Сообщается, что ответственность за размещение цены за кило или литр ляжет на магазины.

— Чтобы переделать ценники, уйдет как минимум две недели. Магазины потратят силы, время и деньги. Кроме того, появление непонятных цифр может на первых порах сбивать с толку покупателей. К нам в основном ходят люди старшего поколения, и могу с уверенностью сказать, что эти цифры им жизнь не облегчат. Придется разъяснять, что это значит, — сказала заведующая ТД «Батория» Елена Цынцевич.

Товары, где чаще всего уменьшают вес

1. Хлеб. Все привыкли, что покупают кило или «половинку» черного хлеба. Самый крупный вес сегодня — 900 граммов. Есть по 860 или 800. От «половинок» остались по 450, 410, 400 или 350 граммов.

2. Молоко, кефир. Привычные литры — скорее исключение. Полки заполонили бутылки по 850, 900, 930 или 950 миллилитров. «Недоливают» и в полулитровые бутылки — там 450, 415 миллилитров.

3. Сливочное масло. Вес стандартной пачки снизился с 200 до 180 г.

4. Крупы. Упаковки гречки риса и других круп фасуются не по 1 кг, а по 900, 800, 700 и даже 400 граммов.

5. Подсолнечное масло. Самый популярный объем — 900 мл, но встречаются и бутылки в 850, 810, 750 или 730 мл.

А как вы относитесь к идее добавлять в ценник стоимость литра или килограмма?