40 километров прошли на руках. Как мы сплавлялись на байдарках по Неману

На нас надели спасательные жилеты и дали в руки весла. Так мы превратились в капитана и матроса на один день. Страхи и секреты сплава на байдарках по широкому Неману и извилистой Осташанке прочувствовали на собственной коже.

Как я был капитаном

Это был самый головокружительный карьерный взлет в моей биографии. Нескольких мгновений хватило, чтобы превратиться в настоящего капитана — не только с полномочиями, но и с ответственностью. Команда моего судна — двухместной байдарки (которую мы прозвали «желтой субмариной») — состоит из меня и «матроса». Утром 9 мая экипаж «Вечёрки» уходит в дальнее плавание — нас ждет 40 километровый сплав по Неману до шлюзов Августовского канала.

«Желтая субмарина»

В подобной речной одиссее мы оказываемся впервые, и шансы уйти на небольшое неманское дно сразу после отплытия оценивались высоко. Сходства добавляла еще и ярко желтая окраска. Вероятно, «подводники» из нас вышли бы отменные, но вот переворачиваться в начале пути никто не хотел. Особой опасности переворот не несет: на участниках спасательные жилеты (за неудобство их окрестили «бронежилетами»), да и на помощь всегда готов прийти инструктор-спасатель. Разве что промокнет имущество, взятое с собою. Багаж до 80 литров перевозится в специальном отсеке за местом капитана. В специальных нишах предусмотрено место под бутылки для воды. 

— Первые пару-тройку километров с непривычки будет трудно, а потом приучитесь-приспособитесь. Это как кататься на велосипеде, — рассказывает один из наших инструкторов-спасателей Саша.

Капитаны и матросы

По табели о рангах байдарочники делятся на капитанов и матросов. Роль последних отдается, как правило, девушкам. В их функции входит в основном гребля. Мужчинам-капитанам, помимо монотонной работы с веслом, нужно успевать рулить байдаркой. Притормаживаешь правой лопастью — байдарка разворачивается вправо, притормаживаешь левой — влево. Нужно экстренно затормозить — делаешь резкий гребок назад. Обучиться этой нехитрой науке — дело нескольких километров. Правда, широкий Неман не проводит серьезную экзаменовку моих капитанских способностей. Чтобы войти в поворот, требуются элементарные навыки. Да и маршрут, предложенный организаторами, хоть и длинный, зато очень легкий. Что-то вроде введения в краткий курс байдарочного дела.

Минимум дискомфорта

Прогулка на байдарках, даже если она больше походит на загородный выезд на пикник, — все-таки активный вид туризма. Следовательно, есть целый «букет» нюансов. Некоторые вопросы вызывала сама байдарка и ее эргономичность. Оказывается, даже мне, человеку 190 см роста и 100 кг веса, провести 6 часов подряд на одном месте очень даже комфортно. Места ногам хватает, а сидеть приходится на мягкой подушке. Комфорт пояснице обеспечивает «бронежилет». Весло обязательно оставит на руках новичков мозоли, хотя взятые по совету инструкторов обычные строительные перчатки спасли от больших проблем. Чтобы промокнуть, тоже нужно постараться. Максимум неприятностей, что вам светит, — намокшие штаны и куртка, ведь брызги от весла постоянно попадают на одежду. У нас в байдарке было сухо.

Августовский канал

На пути вырастает барьер в виде многотонных деревянных ворот в метров пять шириной. Знаменитый Августовский канал и его самый большой шлюз — четырехкамерный «Немново». Перепад воды здесь достигает 12 метров, и, чтобы преодолеть все камеры, уходит около часа. Задача байдарочников — подрулить к стенам шлюза и схватить закрепленную на них веревку или железную цепь. Наша группа из одиннадцати байдарок образует вдоль стен камеры что-то вроде ветвей елки. Так лучше переждать процесс выравнивания уровня воды между камерами. Когда персонал канала делает брешь между створками ворот шире, камера с байдарками превращается в огромный водоворот. Байдарки бросает из стороны в сторону, как будто мы попали в шторм. Попутно нас накрывает стена водяной пыли. Вода белеет из-за пены, словно в нее вылили цистерну с шампунем. Ничего не слышно, даже крик матроса на ухо нужно читать по губам. Грозный рев этого водного чудища, приоткрывающего свои уста, длится недолго. Пять минут грохота и болтанки — и наша байдарка подымается вверх на три метра. Похожая водная феерия ждала нас в каждой камере. Августовский канал остается позади.

Как я была матросом

Сплавиться мечтала уже несколько лет, поэтому после приглашения от «Немново Тур» буквально мчалась на центральный пляж. Именно оттуда начинался наш однодневный путь по Неману и Августовскому каналу со шлюзованием в деревне Немново.

— Оденьтесь так, чтобы руки и ноги были полностью закрыты от солнца, на голову — панамку или кепку. Возьмите перчатки — так удобнее грести, чтоб не было мозолей. Рюкзак упакуйте в пакет, можно для мусора, чтобы вещи не намокли. Да и не забудьте сменную одежду… Если перевернетесь, — предупредили организаторы.

Нельзя сказать, что эта инструкция меня успокоила. Конечно, как у новичка, внутри бушевало море страхов.

Страх первый: метры глубины

Признаюсь, я хорошо плаваю. Но знакомые, узнав про сплав, сумели запугать:

— Подсасывает под лодочкой, когда представишь, что под тобой и везде вокруг метры воды.

К слову, максимальная глубина Немана достигает 40 метров. Но в реальности с первых гребков появилось «ощущение поверхности», будто мы не плывем, а идем по воде как по земле. От этого казалось, что на байдарках я сплавлялась уже много раз. Как я ни пыталась найти внутри этот «ужас под ложечкой», за все время пути ничего не вышло.

Страх второй: перевернуться

Что делать, если перевернется лодка? Не потянет ли ко дну намокшая обувь? А вдруг затянет в водоворот? Удастся ли спасти рюкзак с вещами? А что если выпадет мобильник? Эти вопросы прокручивались в голове не по одному кругу.

— Вы перевернетесь только, если сами очень этого захотите, — успокоил инструктор Александр Васильев, который плыл вместе с нами. — На Немане у нас еще никто не переворачивался. Такое происходит, когда экипажи начинают баловаться — хватать друг друга за борты, сталкиваться. Часто переворачиваются в мелких, извилистых реках, когда неудачно разворачиваются или наплывают на корягу, засор.

Бывали рекордные сплавы, когда в одном путешествии в разных местах перевернулось целых семь байдарок. В такие моменты инструктор сразу бросается в воду и помогает пострадавшим спасти себя, вещи и лодку.

— Главное, не пытайтесь перевернуть лодку. Она сразу пойдет ко дну, хоть и пластмассовая. Нужно сначала пригнать ее к берегу. Телефоны не доставайте или завяжите в пакет и положите в карман на застежке, — дает указания инструктор.

Спасательные жилеты способны выдержать вес человека в намокшей одежде и обуви. Поэтому сплавляться могут даже те, кто не умеет плавать. Все вещи кладут в пакет в багажник байдарки и закрывают на защелку: они тоже не должны выпасть и утонуть.

Страх третий: не доплыть

Маршрут Неман — Августовский канал — Немново можно сравнить с днем пути пешком. Только эти примерно 40 км нужно было пройти не ногами, а… руками. Действительно, больше всего болели руки: от плеч до кончиков пальцев. Правда, в итоге ныли также мышцы спины и, как ни удивительно, колени.

Думаю, одна я бы вряд ли доплыла до финиша. На больших расстояниях именно мужские мускулы решают исход. В сплаве девушки, как правило, становятся матросами, а мужчины — капитанами. К слову, матросом может быть и парень. Оказалось, что моей роли можно было позавидовать. Матрос сидит впереди и не вынужден всю дорогу смотреть кому-то в спину. Кроме того, ему позволено чаще отдыхать. Любопытно, что хоть он и на первом месте, но управлять лодкой практически не может — это задание капитана.

Секрет один

— А какие секреты скрывают байдарочники?

— Секрет один: когда опускаешь весло в воду, делаешь гребок, — улыбается инструктор Иван.

Кажется, он легко и бесшумно едва касается воды то справа, то слева, быстро обгоняет всю команду и уходит далеко вперед.

  • Мы вынесли для себя еще несколько уроков:
  • Легче плыть первому, чем догонять.
  • Нельзя хвататься за ветки деревьев, проплывая под ними, — можно ударить соседа или повиснуть.
  • Если в спокойной полноводной реке важна сила, то в мелкой и извилистой — размеренность, ловкость и слаженность капитана и матроса.

Справка «ВГ»

Справка «ВГ»
Трассу «Неман — Августовский канал — Немново» преодолевают за 6-7 часов. В конце пути около деревни Немново проходит шлюзование в четырех шлюзах на высоту 12 метров.

Куда, где и почем?

Председатель Гродненского областного отделения ОО «РТСС» Сергей Тихонович рассказал о самых популярных маршрутах для сплава:
1) Августовское колечко. Длительность: около 3 часов. Начинается и завершается в деревне Немново. Маршрут: мелкая извилистая река Осташанка — небольшой участок по широкому спокойному Неману — шлюзование в шлюзе Немново — река Осташанка. Достаточно короткий маршрут.
2) Марыха — Черная Ганча. 18 км. Рекомендуется тем, кто уже сплавлялся по более простым рекам. Сложный маршрут с нависающими деревьями, поваленными в воду стволами. Периодически байдарки приходится переносить через засоры. Выйти из воды на дорогу почти невозможно — вокруг густой лес, но постои устроить можно.
3) Щара. 30 км. Начинается около деревни Большая Воля. Довольно широкая река (как треть Немана), в ней нет непроходимых мест и завалов. Путь проходит через Липичанскую пущу, по дороге много мелей и песчаных пляжей.
4) Невиша — Котра. Можно сплавляться в течение двух дней с ночевкой. Достаточно сложный маршрут по извилистой реке, есть участок с упавшими деревьями.
Сергей Тихонович рекомендует не рисковать и брать в турпоходы на байдарках инструктора.
Если путешественники все же решатся идти по воде без инструктора, то байдарки можно взять в аренду:

• «Немново Тур» — 210 тысяч рублей за сутки за двухместную байдарку (150 тысяч за 3 часа на «Августовском колечке»)
• v-prokate.by — 300 тысяч рублей за сутки за трехместную байдарку
• palatki.by — двуместная байдарка: 190 тысяч за сутки, трехместная — 210 тысяч
• europrokat.by — 310 тысяч за сутки