«Гродно Азот» начал строить новый азотный комплекс, не дожидаясь инвестора

ОАО «Гродно Азот» начнет самостоятельно строить новый азотный комплекс стоимостью более 1,2 миллиарда долларов. Как только будет найден инвестор, он сможет присоединиться к строительству на любом этапе реализации проекта.

Строительство азотного комплекса было одним из главных условий на конкурсе при продаже акций «Гродно Азота». Стоимость данного строительства в начале 2014 года оценивалась в 1,2–1,8 млрд долларов (при курсе 10 тысяч рублей за доллар). Ожидается, что треть данной суммы инвестирует само предприятие, остальная часть — привлеченные кредиты.

На строительство азотного комплекса уже направлено более 31 млрд рублей. В сентябре этого года планируется закончить архитектурный проект и определить генподрядчика, а также поставщика оборудования. Предварительный срок завершения работ — 2022 год. Об этом сообщил на пресс-конференции ко Дню химика заместитель председателя концерна «Белнефтехим» Игорь Бобырь. Накануне, 27 мая, он посетил ОАО «Гродно Азот», где прошло совещание на тему модернизации азотного комплекса. В этом совещании также участвовал заместитель премьер-министр Беларуси Владимир Семашко.

— Премьер-министр оценил то, что сделано на «Гродно Азот». Он помог разрешить те проблемы, что были на предприятии. Я думаю, что это ускорит реализацию проекта. Мы приступили к работам своими силами. Но вхождение инвестора возможно на любом этапе строительства. Есть условия конкурса, инвестор должен их соблюсти. Пока еще рано говорить о результатах переговоров. Работа идет, — сказал зампред.

Также он отметил, что данный проект является одним из самых перспективных и рейтинговых в области химии в стране. При увеличении объемов производства удобрений на ОАО «Гродно Азот» будет рассматриваться вопрос о том, чтобы купить терминал для их перевалки в морских портах.

— Этот вопрос рассмотрим, когда будет построен азотный комплекс. Ведь чтобы работать эффективно, нужен стабильный объем экспорта. Тогда можно будет рассматривать, в первую очередь, прибалтийские порты, — добавил Игорь Бобырь.

По его данным, сейчас больше половины выпускаемых азотных удобрений потребляется на внутреннем рынке страны.

Напомним, конкурс по продаже пакета 25 % + 1 акция (1 629 515 штук) ОАО «Гродно Азот» прошел 29 июля прошлого года. Тогда ни один инвестор не подал заявку, хотя возможными покупателями считались российские компании «Газпром» (нынешний поставщик газа), «Роснефть» и «Еврохим». Стартовую цену акций определили в 414 млн долларов. Она вычислялась с учетом прямых поставок природного газа от магистрального газопровода ОАО «Газпром трансгаз Беларусь» до ОАО «Гродно Азот».

Однако осенью 2014 года Владимир Семашко заявил, что Беларусь и Россия подпишут межправительственное соглашение об условиях сделки по продаже доли «Гродно Азота». Это означает, что часть активов предприятия сможет быть продана инвестору напрямую, без проведения конкурса.

Известно, что сейчас к участию в строительстве начали проявлять интерес компании, у которых нет своего сырья. Например, ОАО «Китайская корпорация инжиниринга САМС».

— У китайской компании есть перспективы войти в проект, но это не значит, что они приобретут акции. Они могут стать инвестором в части денег или генеральным подрядчиком строительства. Это могут быть инвестиции на весь комплекс, но оборудование выберет сам «Гродно Азот», — заметил Игорь Бобырь.

«Химволокно» загрузят экспортом

В правительстве и концерне довольны результатами модернизации на ПТК «Химволокно», сообщил Игорь Бобырь. Работы завершены полностью и в том объеме, как планировалось. Сейчас здесь идут небольшие улучшения, например, для еще большей эффективности в энергетике. Однако из-за падения спроса на белорусском рынке часть нового оборудования простаивает:
— Мощности предприятия загружены примерно на 80–82 %. Это достаточно высокая загрузка. Да, кризис есть, продукция на белорусском рынке востребована меньше. Но есть другие предприятия, в частности российские шинные компании, куда до этого мы ничего не поставляли. Например, начались отгрузки в холдинг ОАО «Кордиант», куда входят 3 шинных завода и 5 филиалов. Спрос на жгутовую нить (для производства ковров) упал со стороны российских предприятий. Однако есть Европа и Китай, куда сейчас поставляют малые партии, которые вскоре увеличатся, — подытожил зампред.