«Это не диета, а тайм-менеджмент». Горожане и священники об ограничениях во время поста

Верующие разных конфессий сейчас переживают пост перед одним из самых главных праздников — Пасхой у христиан или Песахом у иудеев. Мы спросили, чем для духовных лиц и мирян отличается этот период.

Верующие разных конфессий сейчас переживают пост перед одним из самых главных праздников — Пасхой у христиан или Песахом у иудеев. Мы спросили, чем для духовных лиц и мирян отличается этот период.

Ирина, 28 лет, педагог:

— Пост переживаю так: больше времени отвожу на раздумья, на чтение духовной литературы.

 

 

Мария Францевна, 75 лет, пенсионерка:

— В среду и пятницу пощусь, отказываю себе в чем-то. Весь пост спиртного нельзя, даже если праздник. В костел хожу каждый день, если здоровье позволяет. Больше молюсь дома. В пост нужно дать себе какое-то задание, чтобы стать лучше. Я не слушаю музыку. Телевизор смотрю, но не много, когда начинается громкая музыка, то выключаю.

Казимир Иванович, 55 лет, пенсионер:
— Пост у меня без всяких танцев, песен и мясных блюд. Всем всё прощаю.

 

 

 

Екатерина, 27 лет, специалист:

— Пост не соблюдаем. В моем воспитании этого не было. Да и дома маленький ребенок — все равно чем-то его угощаешь. Мы ходим на Пасху и в костел, и в церковь, потому что родственники двух вероисповеданий. Красим и освящаем яйца. К маме или бабушке съезжаются все близкие. 

 

Илья, 30 лет, сварщик:

— На большие праздники посещаем церковь, водим ребенка, но пост не блюдем. Может, не доросли еще до этого? Как говорят, молодые, занятые. Наши бабушки и дедушки очень набожные были, родители уже немного отдалились от церкви. К Пасхе начинаем готовиться за сутки. Яйца красим, кулич покупаем, подготавливаем лукошко и идем в церковь освящать.

Чеслав, 64 года, пенсионер:

— Пощусь, конечно. Не пью, музыку не слушаю, однако новости смотрю. Не гуляю в шумной компании, в пятницу не ем мясо и жирное, хожу в костел, молюсь Богу.

 

Валера, 21 год, предприниматель:

— Пост не соблюдаю. Не отношу себя ни к какой конфессии, но в Бога верю. Какой смысл не употреблять какие-либо продукты, если в голове у тебя не божеские мысли? Надо сначала соблюдать пост в голове, а потом в пище. Пост — это воздержание от страстей. Пытаюсь ограничивать себя в страстях постоянно, невзирая на посты.

Иван, 38 лет, кузнец:

— Я пост не соблюдаю. Не отношу себя к какой-то конфессии, ходил и в церковь, и в костел. Специфика моей работы — железо. Тяжело одним святым духом или постными блюдами держать себя в хорошей форме. Когда человек физически тяжело работает, разрешается не поститься. По-моему, пост — это отказ от того, что в обычный день кажется праздничным, символ того, что мы делаем такую же жертву, как Христос ради нас.

Святар Каложскай царквы Георгій Рой:

— Вялікі Пост перажываю радасна. Мне здаецца, гэтага чакаюць ад нас Хрыстос і блізкія. Панурасці, мітуслівасці, раздражнёнасці не павінна быць. Падчас посту ў мяне павялічваецца працаздольнасць, мабілізаванасць, цэласнасць, духоўная засяроджанасць. Пост мне патрэбны, каб выбудаваць правільныя суадносіны духа і плоці — калі дух кіруе жыццём цела. Тады і цела пачынае сябе адчуваць станоўча. Стан майго фізічнага здароў’я падчас посту заўсёды паляпшаецца. Акрамя таго, даю сабе два духоўных заданні. Адно са знакам мінус: імкнуся перамагчы нейкі грэх. Напрыклад, заўважыў, што часта стаў раздражняцца. Працую, каб выкараніць гэта. Другое — са знакам плюс: імкнуся зрабіць добрую справу. І па ўсім фронце духоўнай барацьбы спрабую перайсці ў наступ. Не ем скаромнай ежы, не слухаю музыкі, не гляджу фільмы, не хажу на забаўляльныя мерапрыемствы.

Дьякон Дмитрий Павлюкевич, клирик Свято-Покровского собора:

— Чувство свободы и радость — это основные переживания. Человек — не безразмерный воз, на который можно без конца грузить дела и проблемы. Если его будут раздирать противоположные желания, станет совсем худо. Я не супермен и понимаю: чтобы сдвинуть свой воз с места, надо от чего-то отказаться. Пост предлагает отказаться от второстепенного в пользу более важного. Это суть воздержания. Для меня пост — это «духовный отпуск». Это время, когда я провожу время с самыми дорогими для меня — Богом, женой, родителями. Когда я ощущаю себя не работником, а человеком. В более современных понятиях я бы назвал пост не диетой, как чаще бывает, а тайм-менеджментом или даже эскапизмом. Только это бегство не от проблем куда-нибудь на Гоа, а к своим нерешенным, замалчиваемым проблемам. Их нужно вскрыть, как нарыв, признаться себе, что они есть, а не откладывать на потом, «потому что завтра отчет сдавать», и избавиться от этого навсегда. Это уже суть покаяния.

Настаяцель парафіі святога Юзафа ксёндз Ян Радзюк:

— Час Вялікага посту з’яўляецца для мяне магчымасцю, каб разам з Хрыстом «выйсці на пустыню». Толькі «на пустыні», у цішыні, падчас малітвы ёсць магчымасць адказаць на істотныя пытанні: ці раблю поспехі ў маёй вернасці навуцы Хрыста, у жаданні святасці, у штодзённым выконванні абавязкаў? На гэтыя пытанні немагчыма адказаць у шуме. А каб быць верным вучнем Хрыста, каб адпаведна прыгатавацца да ўрачыстасці Змёртвыхпаўстання, трэба пакаянне і жыццё згодна з Евангеллем.

 

Пастор лютеранской церкви Владимир Татарников:

— Пост — это не отказ от пищи, это время размышления о взаимоотношениях с Богом и близкими людьми. В пост я отказываюсь от того, что меня порабощает. Стал меньше внимания уделять социальным сетям, трачу освободившееся время на общение с родными, чтение Библии и духовной литературы. Размышляю, о том, как Бог помогает мне в жизни, какое добро в ней делает.

Раввин Большой хоральной синагоги Ицхак Кофман:

— В пост мы меньше занимаемся тем, что нужно для тела, и больше тем, что нужно для души. Если человек что-то неправильно делал, то в пост нужно исправить это, стать лучше. Есть на время поста особенная молитва. Также мы не едим и не пьем с утра до вечера, пока не стемнеет. Это тяжело, но за много лет уже привык — сознание не теряю. Если человек болеет или женщина беременна, то им не надо соблюдать строгий пост. Но вообще в иудаизме лучше рассказывать про праздники, чем про пост, потому что они важнее.