Жизнь на ощупь. Как слепые люди встраиваются в мир зрячих

Ирина Ильянова никогда не видела окружающий мир. Для нее он наполнен лишь звуками и ощущениями, а еще — огромным числом барьеров. Чтобы не ограничивать свою жизнь четырьмя стенами квартиры, она научилась приспосабливаться. Ходит за покупками в магазин, ездит на троллейбусе и любит гулять по городу.

Фото Сергея Людкевича
Незрячие «слышат» здания
 
Ирина Станиславовна слепа от рождения. Она может лишь различать солнечный свет, отличать день от ночи. Родом из Вороновского района, она окончила Гродненскую школу-интернат для детей с нарушением зрения. С детства читает по азбуке Брайля. Ее супруг тоже слеп. У Ирины Станиславовны есть сын, невестка и трехлетний внук. Всю жизнь она, как и многие слепые, проработала на предприятии БелТИЗ — собирала фильтры. Такая работа плоха тем, что острые металлические детали часто режут пальцы, поэтому со временем их осязание притупляется.
 
Ирина Станиславовна давно на пенсии. Живет на улице Врублевского, где незрячих людей очень мало. Поэтому и специальная безбарьерная среда здесь не развита. «Мешают выбоины в тротуаре: за них цепляется трость, — замечает женщина. — Нет и поручней, указывающих направление». Такие поручни, окрашенные в желтый цвет, чаще встречаются в месте компактного проживания незрячих на Девятовке. Со временем их планируется установить и в парке Жилибера. Теперь женщина редко выбирается в город одна.
 
Обычно гуляет с сыном. Сопровождающий слепого человека должен идти немного впереди, чтобы незрячий чувствовал, где нужно повернуть, подняться или спуститься. В советские времена Ирина Станиславовна выходила в город одна, часто даже без трости. «Но тогда машин было мало. Ведь ориентируюсь в основном на слух. Например, где сигнал светофора не дублирован звуком, перехожу дорогу прислушиваясь к шагам», — говорит женщина. Она «слышит» и здания. «Вот сейчас справа от меня дома, а слева — дорога», — заключает Ирина Станиславовна, проходя по улице Дзержинского.
 
Человек — как чемодан
 
В юности вместе с незрячими одноклассниками она ходила в пешие походы в Озёры, Поречье, Скидель. Ездила поездом, летала самолетом. «В первый раз очень боялась лететь. Но подруга, тоже незрячая, успокоила: «Чего бояться! Тебя, как чемодан, передадут из рук в руки».
 
Помощь посторонних Ирина Станиславовна всегда принимает с радостью. Говорит, что в Минске или Витебске — городах с широкими улицами и трамвайными линиями — слепому ориентироваться труднее. В Гродно же у нее не возникает проблем и с общественным транспортом. У прохожих спрашивает номера подъехавшего автобуса или троллейбуса. Двери находит по звуку, с которым они открываются, и по шагам заходящих в транспорт.
 
Слепым помогает ориентироваться в городах специальная рельефная плитка. К сожалению, в Гродно такой пока нет. Но, по словам Ирины Станиславовны, ее может заменить декоративный камень, такой как на площади Ленина. А на Советской улице он позволяет незрячему распознать начало и конец арки, ведущей из жилого дома. Желтые круги, которые наклеивают на стеклянные двери, помогают лишь людям с остаточным зрением. То же и с окрашиванием первой и последней ступени лестничного марша 
в желтый цвет.
 
Не любит темные цвета
 
Важно, чтобы в семье, где есть незрячие, не переставляли предметы, всегда держали двери открытыми. Ирина Станиславовна без проблем справляется с уборкой или приготовлением пищи. «Баночки на кухне подписаны шрифтом Брайля. Крупы различаю на ощупь. Приправы — по запаху. Я и в магазин неподалеку сама хожу», — говорит женщина. Выбрать нужные продукты ей помогают продавцы. Раньше на Девятовке был магазин «Белая Русь» — единственный, оборудованный на входе кнопкой, нажав которую слепой человек сообщал продавцу о том, что ему требуется помощь.
 
А чтобы мама могла расплатиться на кассе, сын раскладывает одинаковые купюры по отделениям в кошельке, и она по памяти достает нужные. «Было проще в советское время. Рельефные монетки я знала наизусть, — вспоминает наша героиня. — Шрифт Брайля на современных купюрах почти не читается». Для подписи она пользуется факсимиле. Нет никаких проблем и в пользовании телефоном — у Ирины Станиславовны озвученный телефон, выданный управлением по труду, занятости 
и соцзащите.
 
Ирина Станиславовна хорошо поет, выступает в вокально-хоровом народном коллективе «Иоланта». При выборе одежды просит кого-нибудь подобрать цвета: не любит носить темное. Еще в молодости наловчилась красить губы. Даже волосы красит себе сама.
 
Справка «ВГ»
В управлении по труду, занятости и соцзащите горисполкома рассказали, что в 2014 году запланировано обеспечить беспрепятственный доступ физически ослабленных лиц на 19 объектах. Общая сумма выделенных на это денег — 398,8 млн рублей. За девять месяцев текущего года работы выполнили на 14 объектах на 646,2 млн рублей. Например, установили кнопку вызова при входе в аптеку № 2 РУП «Фармация» на улице Горького. Также элементами безбарьерной среды оборудовали железнодорожный вокзал.