Конфликт в филармонии: как гродненцы чуть не остались без «Тада»

Скандал с увольнением из филармонии известного гродненского хореографа Дмитрия Куракулова и фактическим распадом его группы «Тад» дошел до председателя Гродненского облисполкома.

Фото из личного архива Дмитрия Куракулова

Скандал с увольнением из филармонии известного гродненского хореографа Дмитрия Куракулова и фактическим распадом его группы «Тад» дошел до председателя Гродненского облисполкома.

На прошлой неделе Владимир Кравцов провел беседу с участниками конфликта: самим хореографом, директором Гродненской областной филармонии и представителем из управления культуры. Как рассказал Дмитрий Куракулов, решено, что нужно сохранить группу «Тад» в Гродно, правда, пока не определились, на базе какой структуры.

Гродненская группа современной хореографии «Тад» существует двадцать лет в составе облфилармонии. В прошлом месяце ее руководитель и создатель Дмитрий Куракулов написал заявление об увольнении, руководство не возражало. Поводом послужило решение переименовать «Тад» в Театр танца и фактически полностью изменить творческую концепцию.

Как пояснила директор Гродненской областной филармонии Татьяна Власенко, филармонии нужен коллектив, который может работать и зарабатывать, поэтому было принято решение провести оптимизацию штата. Создали Театр танца, который должен работать в разных жанрах — к примеру, готовить народные, фольклорные номера, постановки для мюзиклов, исполнять латиноамериканские, спортивные, бальные и современные танцы.

Болезненное отношение к таким переменам Дмитрия Куракулова понятно.

— Мы и раньше готовили номера для подтанцовки солистам и коллективам филармонии — от классики до авангарда, но в основном занимались собственным творчеством в направлении «современный танец» (contemporary dance). Теперь современная хореография может вообще не войти в репертуар, а я уже не могу решать, что мне делать в группе, которую создал, — говорит хореограф.

Хореограф все эти годы занимался contemporary dance — направлением, которое широко развито в Европе и по-прежнему штучно в Беларуси. «Тад» стал брендом. Помимо многочисленных международных наград коллектив был отмечен спецпремией Президента РБ «За духовное возрождение», а хореографическая миниатюра Дмитрия Куракулова «Этот хрупкий вечный рай» в исполнении солистов Национального академического театра оперы и балета РБ была с успехом принята в Америке и Китае.

Коллектив до сих пор в растерянности и отчаянии — репетиции не проходят, а некоторые танцовщики уже уволились. По словам танцовщика Андрея Щербы, он пришел работать именно к Дмитрию Куракулову и без него в коллективе ему делать нечего. Солистка Лера Тонконогова, выпускница колледжа искусств, с третьего курса мечтала работать с хореографом, теперь ждет, когда «Тад» вернется.

Однако самостоятельно развиваться очень сложно. Несмотря на все заслуги, «Тад» не может пока зарабатывать.

— Сontemporary dance — не самый массовый вид искусства, поэтому такие группы живут либо на дотациях, либо в составе какого-либо учреждения культуры. Так происходит не только в нашей стране. У нас, чтобы зарабатывать, подобные команды должны выступать в концертных программах, но при этом им необходимо время на занятие серьезной хореографией. На мой взгляд, Дмитрий Куракулов с этим справлялся без ущерба для любой из сторон, — говорит директор Международного фестиваля современной хореографии в Витебске (IFMC) Марина Романовская.

По ее словам, «Тад» возможно «передать» в состав другого учреждения культуры города. Чтобы запустить процесс, необходимо написать официальное письмо в Минкультуры. Однако эта процедура сложная и длительная. По словам Марины Романовской, художественный руководитель группы должен определять творческую политику коллектива, именно на нем держится концепция. Могут меняться солисты, как это часто бывает в камерных труппах, но лидер должен оставаться бессменным.

Дмитрий Куракулов на встрече у губернатора попросил вернуть «Тад» как бренд, дать свободу в творческом наполнении, а также проводить сольные концерты группы современной хореографии (в прошлом году был организован только один, юбилейный, сольный концерт).

…А в это время, не зная о кризисе в группе, «Тад» традиционно пригласили стать участником Международного фестиваля современной хореографии в Витебске, где коллектив ранее уже получал высокие награды, в том числе премию им. Евгения Панфилова.