Ученые о «спящих полицейских»: вредные выбросы увеличиваются в 12 раз

Какой вред наносят искусственные неровности и есть ли им альтернатива при организации безопасного движения?

Пересечение улиц Подольной и Подгорной. На Т-образном перекрестке полицейский «спит» разве что для статистики. Чтобы войти в поворот, водители все равно должны снизить скорость. Фото Сергея Людкевича

Пока в нашем городе обсуждают тему установки на улицах искусственных неровностей, мы обратились к столичным ученым. Своими расчетами поделились специалисты, которые активно изу-чают проблему дорожного движения, — руководитель научно-исследовательского центра дорожного движения автотракторного факультета БНТУ кандидат технических наук, доцент Денис Капский и кандидат технических наук, доцент Юрий Врубель.

Избавились от фактора скорости, но не избавились от аварийности

По мнению Юрия Врубеля, сотрудники ГАИ, отвечающие за безопасность на дорогах, используют «спящие полицейские» для снижения скорости, но при этом никто не обращает внимания на вредные выбросы, производимые автомобилями.

— Те, кто отвечает за безо-пасность на дорогах, считают, что чем ниже скорость, тем лучше. Однако это не совсем так, — говорит Юрий Андреевич.

По расчетам ученых, «спящий полицейский» снижает аварийность только на 50 процентов, тогда как светофор — на 90.

Чем дышат пешеходы

Специалисты объясняют принцип проезда искусственной неровности так. Перед тем как проехать «спящий полицейский», водитель притормаживает, но двигатель работает. Затем он набирает скорость и увеличивает нагрузку двигателя. Этот процесс приводит к выбросу вредных веществ в атмосферу в 3–5 раз больше, чем на обычных улицах.

Средняя скорость проезда искусственной неровности на участке 150 метров составляет 20–25 км/ч. По сравнению с городской скоростью (60 км/ч) суммарное количество вредных выбросов при медленном движении увеличивается в 12 раз.

Люди забыли о безопасности

От горок на асфальте страдает подвеска автомобиля. Нервным не читать: нагрузка на подвеску во время преодоления одного «спящего полицейского» равна проезду 60 километров по ровной дороге. Получается, при выезде со двора подвеска автомобиля журналиста «Вечёрки» на участке 200 метров «проезжает» 360 километров. А за день? Поэтому неудивительно, когда элементы подвески после недавнего ремонта снова начинают стучать.

— Пешеходы перестали заботиться о собственной безопасности, — утверждает Юрий Врубель. — Видя, что на мостовой есть неровность, они не смотрят по сторонам и переходят дорогу, будучи уверенными в том, что автомобиль все равно затормозит. Самое страшное происходит возле школ: чтобы приучать детей к порядку, там ставят «спящие полицейские».

— Люди привыкают к пешеходному переходу с искусственными неровностями, а когда идут по обычной зебре, у них срабатывает шаблон и они не смотрят по сторонам, — подключается к разговору Денис Капский.

Проблему решат светофоры?

Юрий Андреевич видит решение проблемы в установке на городских улицах светофорного регулирования. Причем скоординировать работу светофора можно так, чтобы транспорт ехал без остановок. Это уменьшит вредные выбросы, износ машины и время в пути, ради которого люди используют автомобили. К тому же, по статистике, 10 процентов водителей не притормаживают и проезжают неровность на скорости. Красный свет исключит такую возможность.

— Есть только одна проблема — все упирается в финансирование, ведь стоимость одного светофора составляет 16 тысяч долларов. Он снижает аварийность, но требует затрат, — говорит ученый.

Где исключения

По мнению ученых, «спящие полицейские» нужно использовать лишь в крайних случаях и устанавливать их на крутых спусках возле школ, а также во дворах, где потеря скорости, вредные выбросы и экономический урон будут незначительными.

А как в столице?

В Минске еще с середины 80-х годов на некоторых улицах используют «умные» светофоры, на которых установлены датчики, позволяющие увеличивать время проезда автомобилей в часы пик, и наоборот.
Денис Капский говорит, что на столичных дорогах «спящие полицейские» запрещено устанавливать на улицах с интенсивностью движения более 120 автомобилей в час и при ширине проезжей части в три и более полос.
Каков экологический ущерб от установки в Гродно искусственных неровностей, пока неизвестно. Ученые подсчитали, что в Минске эта сумма составляет 600 тысяч долларов в год.