Искусство требует жертв. Как и сколько зарабатывают гродненские художники и артисты?

Может ли приносить доход продажа картин, уроки музыки или танцев? Осталась ли в Гродно богема и почём сейчас искусство, выясняла журналистка «Вечёрки».

Рис. Олега Пекаря

 

Нужно удивлять

Вернувшись из-за границы, хореограф Евгений Якуш решил зарабатывать в родном городе. Два года назад танцор начал с «нуля» — с работы в городских ночных клубах.

— В Гродно можно заработать на искусстве, но оно требует жертв. У государства нет денег, чтобы вкладывать в эту сферу. Артисты начинают что-то на эмоциях и энтузиазме, а потом понимают, что нет смысла работать, — говорит Евгений.

Хореограф считает, что шоу-бизнес в Гродно находится в зачаточном состоянии. Сейчас нужно отклоняться от привычной системы и чем-то удивлять. А культуру и вовсе перестраивать: больше смотреть на молодежь и по-молодежному ко всему относиться.

— Взять для примера концерты. За десять лет, пока меня здесь не было, ничего не поменялось! Творческую молодежь не развивают и не ценят. Например, зарплата в государственном танцевальном коллективе не превышает 3 миллионов! Мне, как танцору, за границей каждый день выдавали новый бандаж и носки. У каждого был свой гример и большая зарплата. Нужно делать костюмы, создать свой танцевальный коллектив, участвовать в фотосессиях, снимать профессиональные видеоролики. И, конечно, все выкладывать в интернет.

Евгений Якуш все это делает сам: ищет спонсоров, подбирает ткани и шьет костюмы. Чтобы зарабатывать в этой сфере, для начала нужна стабильная работа, связанная с танцами, считает хореограф. Потом можно накопить денег, открыть танцевальную школу, создать коллектив или танцевать в ночном клубе. Из-за того что город небольшой, все места для заработка и личное время должны быть заполнены по максимуму.

— Я сейчас нигде не подрабатываю, занимаюсь только танцами. Нужно научиться существовать в местной системе шоу-бизнеса. Здесь уже на диване не полежишь. У меня каждый час на счету. Если делать себе рекламу и быть на виду, то можно заработать тысячу-полторы долларов в месяц.

Артисты спиваются на периферии

Виртуоз-балалаечник Александр Воронище считает, что для развития в сфере музыки обязательно нужна харизма: если заводишь публику, тебя заметят. Музыкантов в Беларуси много, но не у всех есть энергетика.

— На искусстве можно зарабатывать, если делать качественный и нестандартный продукт. Сейчас многие музыканты возвращаются в Беларусь из-за границы, потому что тысячу долларов можно заработать и здесь, — уверен Александр.

Музыкант считает, что многие талантливые люди не пробиваются потому, что им это не нужно. Можно участвовать в концертах, выступать на частных праздниках. Александр Воронище играет на балалайке классику, «эстраду» и клубную музыку. Собственные же мелодии сочиняет на рояле. Сначала решил заработать денег и сделать себе имя, чтобы подготовить почву для творчества.

Первый год музыкант выступал бесплатно, а жил на стипендию. Играл, только чтобы его заметили. Чтобы развиваться, обязательно нужно работать с музыкой, считает балалаечник. Надо учиться у опытных музыкантов и каждый день заниматься. А если работать в другой сфере, то можно потерять навыки. Если ты инструменталист, то нужно играть в ансамбле, а не дома в одиночестве.

— В Гродно в сфере музыки нет стабильности в заработках. Может быть сразу двадцать заказов, а потом — ни одного.

Музыкант добавляет, что у нас не так «пиарят» артистов, как, например, в России или на Украине. Из-за того что музыкантов не ценят и мало платят, они уезжают за границу или спиваются на периферии.

Сейчас нужно самому искать способы продвижения, ездить на конкурсы, искать спонсоров, ходить по крупным предприятиям. С самого начала до сегодняшнего дня музыкант вложил в себя более 300 миллионов рублей. Денег требуют новое оборудование, костюмы, ремонт. Одна только балалайка стоит 5 тысяч долларов, а их у Александра четыре.

Балалаечник советует чаще попадать на телевидение и размещать рекламу в интернете, а также продвигать свой музыкальный инструмент.

Чтобы заработать — рисуют котов

Молодой художник-график Виктор Литвинюк согласен, что искусство — сфера, где можно заработать, но не прожить на это. При сегодняшнем темпе жизни в Гродно у молодого художника искусство может быть только в качестве хобби.

— Посмотрите на уровень тех, у кого есть деньги. Мне сложно понять их мышление, зачем они покупают картины. Ты рисуешь то, что тебя волнует, свои фантазии и соображения. А они выбирают картину под цвет обоев! — недоумевает Виктор.

Чтобы серийность не поглотила, художник рисует вечером, а днем работает в частной фирме.

— Я практически не знаю таких людей, которые живут только за счет картин. Возможно, это могут позволить себе зрелые раскрученные художники, которые сделали себе имя. Но в свои 30 лет они не могли себе такого позволить.

В ценах наши художники ориентируются на Польшу, но просят немного меньше. Например, хорошую картину можно купить за 4–5 миллионов. Но спрос низкий. Заявлять о себе лучше через интернет. Нужно зарабатывать себе имя в различных интернет-галереях, не ограничиваясь экспозициями в местных выставочных залах.

— Конкуренция высокая. Чем сложнее экономическая ситуация, тем сильнее в человеке обостряется все материальное. Некоторые что-то рисуют ходовое, зная, что это продается: котов, сов, архитектуру или цветы.

Чтобы рисовать, нужно как минимум миллион отдать на материалы. На оформление последней выставки у Виктора Литвинюка ушло около тысячи долларов. Как говорит художник, это совершенно нерентабельное событие.

Отдать культуру в руки молодежи?

Дизайнер-модельер Екатериана Корлатяну недавно создала собственный бренд и стала делать дизайнерские бабочки.

Девушка говорит о том, что о космических заработках сразу можно забыть, но чтобы прожить, хватит. В перспективе можно зарабатывать до тысячи долларов. Однако для этого полтора года придется работать «в ноль».

— Первые бабочки я сделала два года назад, когда подобное направление начало развиваться в Москве. Но у нас никто этого не понял. Такое расценивалось как попытка сделать из мужчин гомосексуалов. Девочки также отреагировали негативно. Мне пришлось все забросить, — рассказывает Екатерина.

Девушка начинала изобретать в свободное время, когда еще работала конструктором на швейной фабрике. Сначала делала аксессуары за свои деньги и отдавала бесплатно. Через сарафанное радио люди стали о ней узнавать. Первые деньги появились в прошлом году перед новогодними праздниками.

— Вся проблема нашей культурной жизни — как цепочка: зачем интересно одеваться, если некуда пойти, зачем тратить деньги? У нас люди ленятся что-то менять. Всего около 10–15% молодых людей в городе хотят оригинально одеваться. Да и большинство тех, кто принимает решения в культуре, старше 50 лет. Они живут прежними идеалами. Сейчас пришло время, когда культуру нужно полностью отдавать в руки молодежи!

 

Читайте также:

Эпатажные ведущие Бонд и Рыбакин рассказали о вульгарном шоу и поцелуе с парнем

Эпатажный Евгений Якуш о мистике, пиаре, поклонницах и сексуальных машинах

Молодые дизайнеры советуют гродненским модницам в 2014 году примерить мужской гардероб

Чтобы сшить коллекцию, молодые модельеры из Гродно все лето продавали рыбу на базаре