Девушке с лилиями уже девяносто

О снимке «Зенитчица Лена Иванова снова дома», где запечатлена девушка с лилиями в лодке, московского фотокорреспондента Галины Санько когда-то в Советском Союзе был наслышан каждый. Он был сделан в первые после войны мирные часы. Печатные издания большой страны считали долгом разместить эту карточку у себя на страницах. Галина Санько писала своей «героине»: «Фото с вами самое популярное, из всех моих работ военных лет. Вас сейчас знают как «девушку с лилиями». Та самая зенитчица Лена живет в центре Гродно.

 

В квартире уютно и простенько, но обстановка передает дух советских лет: сервант с фотокарточками, диван, кресла, ковры на стенах и полу.

 — Я могу позволить себе купить новый диван или шкаф, но зачем? Да, они не очень подходят к нашему времени, — словно оправдываясь, начала хозяйка.
Энергичная, жизнерадостная женщина, с шармом, держит осанку и громко и четко ведет беседу. Определить возраст на глаз довольно сложно.
Родилась и выросла Елена Иванова в Новой Чигле под Воронежем. Поступила в педагогический колледж. Строила планы на будущее, но…

 

Отец о поступке дочери узнал после войны

— До получения диплома оставалась всего неделя. С подругами снимали комнату у офицерской семьи. На рассвете нас разбудила хозяйка: «Девочки, вставайте, началась война!»

Спустя неделю Елена Петровна получила диплом и пошла в школу учительницей начальных классов. В 1942-м, когда закончился учебный год, добровольцем попросилась на фронт: «Я хочу помочь солдатам, Родине!»

В военкомате услышала в ответ: «Это не танцы, там убивают». Но настояла на своем. Определили девушку в 317-й зенитно-артиллерийский полк. Выдали мужскую форму и сапоги, на много размеров больше. Шапка спадала на лицо.

О поступке дочери мать узнала через полгода, от чужих людей, а отец — только когда вернулся домой после войны.
 — До сих пор не знаю, что меня заставило оставить учеников и пойти на фронт, — признается ветеран.

 

Мать встретила дочь в черном

Связь была в основном проводная. Провод наматывался на большую катушку, его надо было проложить от одного пункта к другому. Девушка с огромными мотками бежала по изрытой снарядами местности, выпуская провод, а возвращаясь назад, скручивала разорванные снарядами обрывки. У зенитной батареи, к которой была прикомандирована, на счету восемь сбитых немецких самолетов.

— Однажды самолет сбросил снаряд, и меня зацепило. Армейская подруга оказалась рядом и дотащила до медчасти. Переломы, потеря памяти, контузия.
После демобилизации поездом перевезли из Киева в Воронеж. Затем на машинах развозили по селам. Здесь и познакомилась с московским корреспондентом Галиной Санько, которая поехала с фронтовичкой.

Мама встретила Леночку в черном. Перед приездом дочери ей позвонили, предупредили, что «везут», и мать рассчитывала на худшее. А из машины с цветами выходит живая Лена! Встречи с родственниками, первыми учениками, прогулка по реке — ничто не скрылось объектива Галины Санько. Тогда и появился легендарный снимок «Девушка с лилиями», прославивший фотографа на весь союз.

 

Выбрала Гродно и свою судьбу

После войны Лена переписывалась с фронтовыми подругами. Одна из них успела выйти замуж за военного, которого направили в Белоруссию. Подруга пригласила погостить. Елена Петровна приехала в Гродно и влюбилась в этот город. Узнала, что здесь нужны учителя, тут же отправилась за документами и вещами.

Работала в 8-й школе, дали комнатку под самой крышей на берегу Немана. В этом же доме, на первом этаже, жили родственники будущего мужа. Через два месяца знакомства Борис позвал замуж.

Не все будущие родственники обрадовались замужеству. «Зачем тебе эта военная девчонка, нормальных, что ли, нету?» — кричала жена брата…

Молодожены перебрались в Воронеж, там по распределению направили в Узбекистан, учить тамошних детишек русскому языку.

 

 

Свои дети так и не появились

Из-за травмы, полученной на войне, Елене Петровне так и не посчастливилось испытать чувство материнства. Муж ни о чем не расспрашивал, знал, какие испытания за плечами жены.

— В Узбекистане, по дороге домой, зашла в один детский сад, спросила, у всех ли детей есть родители. Мне показали девочку, у которой умерла мама. Она мне очень понравилась. Муж взять ребенка согласился. Мы познакомились с отцом девочки, татарином. Он захотел больших денег за девочку, и мы отказались, — вспоминает Елена Петровна.

 

Секрет молодости

Каждое утро у Елены Ивановой начинается с зарядки. Много гуляет на свежем воздухе. Не упускает случая покормить голубей. Мы заходим в магазин в центре города, она покупает пачку перловки. Как только выходим на улицу, вокруг нее собирается полсотни голубей.

— Они меня узнают, — говорит женщина и высыпает «птичий обед» на землю.

Еще фронтовичка любит воду. Правда, сейчас вот уже как полгода не ходит в бассейн. Из-за перелома ребра врачи запретили. Но чувствует себя хорошо и рвется поплавать. Форму поддерживает и на «суше».

— Сперва делаю разминку в кровати, чтобы нагрузка не сильная была. А затем махи ногами, руками, приседания… — перечисляет и с легкостью показывает упражнения зенитчица Лена Иванова. Честно говоря, достать ногой до кончика пальца поднятой руки у меня не получалось уже в школе, а делать это в девяносто… Мотаю на ус диету ветерана.

— Совсем не ем жареного, а вот зеленый чай, мед и зефир – главные в рационе. Картошка, сваренная в мундире, содержит больше полезных веществ. А из мяса выбираю белое, — бодро рассказывает Елена Петровна. Сейчас «девушке с лилиями» девяносто. Но до сих пор, как на снимке, на тебя смотрят добрые глаза. И улыбка все та же.

 

 

Читайте также:

В день начала войны по Неману пустят венки

Ветеран Иван Бохан: «Воевать не страшно. Страшно по сожженной деревне идти»

Феликс Ворошильский: «Для меня Гродно — путешествие в Мекку»